Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Продолжение обсуждения профессий и наблюдение за словообразовательными связями слов в русском языке

Задачи урока: продолжить обсуждение профессий; наблюдать за словообразовательными связями слов в русском языке; знакомить со словами, близкими по звучанию, но различными по значению, и их использованием в речи; отработать навык постановки вопросов к словам; закрепить порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — обсуждение текста, в котором ставится вопрос о выборе будущей профессии. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики обратили внимание на то, что мальчика привлекает внешняя сторона профессии — красивая каска, красивая форма и т. д. Необходимо подвести учащихся к мысли: рекомендация взрослых — подумать над тем, что больше всего любишь, — касается вовсе не конфет, а, например, интереса к моделированию, общению с животными, работе в саду и т. п. (сходные вопросы обсуждаются при работе с текстами из урока 23). В задании ученикам предлагается объяснить мальчику, как ему выбрать будущую профессию, следовательно, ответы учеников по форме должны приближаться к рассуждению. В связи с этим рекомендуется записать на доске некоторые опорные слова, которые используются при рассуждении:

 ..., потому что...

..., так как...

..., следовательно...

если ..., то...

Учитель может обобщить ответы учеников и на их основе предложить собственный текст, продемонстрировав ученикам речевой образец ответа на поставленный вопрос (не более трёх-пяти предложений). Подобную работу обязательно следует провести в классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка (например, для многих учеников или для всего класса русский язык не является родным). В этом случае учителю следует записать составленный им текст на доске и попросить учеников прочитать его (не рекомендуется предлагать для пересказа).

Упражнение 2 (язык; работа в парах) — продолжение наблюдения за словообразовательными связями. Выполняется в парах только в том случае, если ученики обучены методике парной работы; в остальных классах — фронтально. Среди толкований слов (приём развёрнутого толкования) приводятся ошибочные, которые перекликаются с текстом упр. 1. В процессе обсуждения ученики должны убедиться в том, что во многих случаях значение одного слова можно объяснить через значение другого (можно использовать словосочетание «слова-родственники», но ни в коем случае не объяснять ученикам понятие «родственные слова»).

После обсуждения трудного вопроса (значок «гиря») учитель записывает на доске краткий ответ, который ученики переписывают в тетради: дворник — двор, пожарный — пожар, космонавт — космос.

Упражнение 3 (язык) — наблюдение за словами, близкими по звучанию, но различными по значению, — паронимами (термин не употребляется). Важно, чтобы ученики убедились в том, что имена детей нельзя объяснить через приведённые слова — колет, полет, лейка и т. д., и сравнили паронимы со «словами-родственниками» из предыдущего упражнения (дворник — двор и т. п.), для которых подобное объяснение возможно.

Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, близкими по звучанию, но различными по значению, а также использованием подобных слов в юмористических стихах и при языковой игре.

Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при списывании, закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется фронтально, может быть предложено сильным ученикам для самостоятельной работы. Рекомендуется правильный ответ записать на доске:

 (что делать?) читать, писать, считать, слушать, отвечать

Упражнение 5 (язык; трудное) — продолжение работы по установлению словообразовательных связей. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться, в остальных классах проводится фронтально. Не рекомендуется для самостоятельной работы. Перед началом работы учитель может предложить ученикам вариант развёрнутого толкования слова: «Ребята, а кто такой учитель, что он делает? — Учитель учит, это тот, кто учит». Таким образом, ученики, анализируя последующие слова, будут использовать формулу «тот, кто»; рекомендуется на доске записать образец:

учитель — тот, кто учит

При выполнении данного задания не следует ограничиваться краткими ответами, в которых используются глаголы в неопределённой форме (учитель — учить), так как важно, чтобы учащиеся последовательно приучались правильно использовать приём развёрнутого толкования. Ученики должны задать вопросы к приведённым в учебнике словам («кто?»), а затем к словам, которые помогли объяснить профессии («что делает?»). На доске полная запись ответа может быть оформлена в виде таблицы: перед началом работы первая строка таблицы остаётся незаполненной (туда впоследствии нужно будет записать вопросы, на которые отвечают слова):

У учеников могут возникнуть трудности при анализе слова писатель, если они не сумеют связать его со словом писать и предложат объяснение «тот, кто сочиняет». В этом случае нужно последовательно подвести учеников к мысли о том, что сочинённое писателем должно быть записано, т. е. в любом случае писатель пишет (несмотря на условность подобного объяснения, ученикам 1 класса всё же необходимо продемонстрировать словообразовательные связи между словами писатель и пишет).

Упражнение 6 (язык; если осталось время) — отработка порядка действий при списывании. Предлагается для самостоятельной работы ученикам, испытывающим трудности при выполнении подобных заданий. В этом случае рекомендуется обязательно вернуться к памятке из рубрики «Обрати внимание» в уроке 1.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — совершенствование графического навыка в процессе прописывания линий сложной конфигурации. Как и на предыдущем уроке, линии нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Заданные линии предварительно «прописываются» в воздухе. После завершения работы на первых трёх строчках можно предложить учащимся вспомнить, с какими линиями сложной конфигурации проводилась работа на предыдущих уроках, и предложить прописать их за одно движение. Кроме того, учащиеся сами могут придумать линии сложной конфигурации.

Упражнение 3 — привлечение внимания к смыслоразличительной функции ударения в процессе наблюдения за омографами (термин не используется), отработка умения определять место ударения. Выполняется письменно, фронтально. При работе с каждой парой слов нужно прежде всего обсуждать значение слов, добиваясь, чтобы все ученики класса поняли, что значит каждое из слов. Только после этого можно переходить к чтению предложений с пропущенными словами и обсуждать, какое слово должно быть вставлено. Обязательное условие — постановка ударения в записанном слове. При работе с парой слов Поля — поля сначала нужно попросить учащихся объяснить разницу в написании первой буквы, а потом предложить им объяснить, почему при записи предложений эта разница исчезает (слово поля оказалось в самом начале предложения и, значит, должно писаться с заглавной буквы).

Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь любую пару предложений.

Упражнение 4 — отработка написания словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, в парах. При проверке нужно обратить внимание на то, чтобы слова Москва и Россия были написаны с прописной буквы. Ответы: 1. Москва. 2. Россия. 3. Адрес. 4. Дорога.

Дополнительное задание. Записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя предложения:

Столица России — Москва. Название нашей Родины — Россия. На конверте указывается адрес. Дорога — это место, где ездят машины.

Знаки препинания называет учитель. Очень важно, чтобы текст упр. 4 был перед учащимися, и они могли его использовать при записи.

Упражнение 5 — закрепление правил переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: яма, осень, огонь, учить, пыль, дождь. В ходе проверки предлагается ответить на вопросы: «Все ли из выписанных слов состоят из одного слога? Почему выписанные вами слова, которые состоят из двух слогов, тоже нельзя переносить?» Целесообразно предложить учащимся назвать и записать ещё несколько слов, которые нельзя переносить.

Дополнительное задание. Записать оставшиеся слова, разделив их для переноса, учитывая варианты: дво-рник (двор-ник), ме-тла (мет-ла), по-жарник, пожа-рник

(пожар-ник), ка-ска (кас-ка), по-жар, учи-тель, ко-смо- навт (кос-монавт), космо-навт.

Упражнение 6 — поиск слов, отвечающих на вопрос «что делает?». Выполняется фронтально.

Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется письменно самостоятельно.

Дополнительные задания

1. Первое предложение записать по памяти после зрительного запоминания.

2. Второе предложение проговорить несколько раз, а потом записать по памяти.

Ваш комментарий к уроку