Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление с различными вариантами извинения; повторение правила правописания сочетаний жи ши. Наблюдение за многозначными словами
Задачи урока: знакомить с различными вариантами извинения; повторить правило правописания сочетаний жи — ши; наблюдать за многозначными словами (термин не используется).
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — обсуждение поведения героя стихотворения, анализ проблемной ситуации. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Следует учесть, что приведённое в упражнении стихотворение А. Барто в первую очередь призвано подтолкнуть учеников к анализу проблемной этической ситуации: мальчик выбирает несвойственное ему поведение, видимо, из-за каких-то внешних причин. Эти причины и следует обсудить с учениками: возможно, из-за того, что герой стихотво-
рения очень добрый, товарищи воспринимают его как слабого человека, поэтому он принимает решение перестать быть добрым, а может быть, у героя заниженная самооценка, и он сам считает себя слабым («добрый — значит слабый») и т. п. Эту проблемную ситуацию — желание «выглядеть суровей» и путь, который для этого выбирается, — следует обсудить с учениками. Анализ стихотворения и обсуждение ситуации, описанной в нём, способствует формированию личностных универсальных учебных действий, в первую очередь усвоению моральных норм, формированию персональных норм, развитию эмпатии (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность точно определить эмоциональное состояние другого человека) и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. Таким образом, текст стихотворения становится основой для обсуждения с учениками моральных норм, закреплённых в обществе (обществом приветствуется именно доброта, отзывчивость, а не напускная суровость, тем более за счёт тех, кто слабее); указывает на возможность выбора персональных норм (мальчик добрый, но, чтобы казаться «суровей», совершает несвойственные ему поступки); демонстрирует присущую герою стихотворения эмпатию, т. е. способность сопереживать, — ведь он просит прощения у кошек, понимает, что плохо с ними обращается. Необходимо подробно разобрать с учениками все названные аспекты стихотворения и предложить привести свои примеры.
Упражнение 2 (речь) — подготовка к наблюдению за различными вариантами извинения. Рекомендуется для проведения в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Текст упражнения и вопросы к нему читает учитель.
Упражнение 3 (речь) — анализ различных вариантов извинения, формирование навыков речевого общения. Выполняется фронтально. Рекомендуется сначала задать учащимся вопросы о том, как они будут просить прощения, обращаясь к разным людям, и только после полученных ответов попросить прочитать предложенные варианты. Важно, чтобы в результате обсуждения ученики пришли к выводу: предложения «Я нечаянно» и «Ну уж если тебе так хочется, то извини меня» не могут считаться извинениями.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за неправильной формой извинения с опорой на значение языковой единицы (постфикс -сь (-ся) в значении «себя»; термин «постфикс» не употребляется). Несмотря на некоторую условность предлагаемого в рубрике анализа, следует всё же добиться от учеников понимания того, что формула Я извиняюсь не может быть использована в качестве извинения и не является нормативной в речевом общении (учитывая значение постфикса -ся, в варианте Я извиняюсь получается, что говорящий сам себя извиняет).
Упражнение 4 (язык) — закрепление действия постановки вопроса к слову, активизация правила написания сочетаний жи — ши. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске выделенное в упр. 1 слово решил.
Рубрика «Вспомни» напоминает о правописании сочетаний жи — ши. Необходимо обратить внимание учеников на форзац учебника, где размещены слова с сочетаниями жи — ши (актуальные для учеников данного возраста), и предложить использовать материал форзаца в случаях затруднения.
Упражнение 5 (язык) — повторение правила написания сочетаний жи — ши, отработка умения задавать вопросы к словам. Выполняется полностью или частично, в зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учеников. При выполнении упражнения следует опираться на памятку порядка действий при списывании (урок 1).
Последнее задание, помеченное значком «гиря» (трудное), выполняется только фронтально, так как требует обязательных комментариев учителя: необходимо «развернуть» для учащихся сравнение: ручей бежит — «как будто (похоже на то, что) кто-то бежит», ручей дрожит — «как будто (похоже на то, что) кто-то дрожит». В результате обсуждения ученики должны прийти к выводу, что у слов бежит и дрожит несколько значений (термин «многозначные слова» не используется).
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений при написании букв. Впервые предлагаются задания на безотрывное написание букв, состоящих из двух элементов: каждая буква должна быть написана за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. По данным физиологов, связность движений возникает автоматически как результат развития графического навыка, при этом на данном этапе сформированности графического навыка будет уместно показать учащимся возможность соединения в единую траекторию движения двух элементов, ранее писавшихся изолированно. Перед началом работы на первой строке учитель вместе с учениками обсуждает, где заканчивается первый элемент строчной буквы а, можно ли из этой точки привести линию в точку начала второго элемента. После этого целесообразно крупно написать на доске букву а за одно движение и попросить учащихся так же «прописать» её в воздухе. Только после этого можно предложить им начать работу в тетради. Так же продолжается работа на следующих строчках. При работе над строчной буквой б учащиеся должны обратить внимание на то, что точка окончания первого элемента совпадает с точкой начала второго элемента. При работе над строчной буквой д учащиеся должны увидеть сходство со строчной буквой а: из точки завершения первого элемента нужно провести дополнительную линию в точку начала второго элемента.
Упражнение 3 — работа над смыслоразличительной функцией ударения (продолжение начатой на предыдущих уроках работы), над умением определять место ударения. Выполняется письменно, фронтально. Начать работу следует с чтения слов- подсказок. Скорее всего, первое слово учащиеся прочитают как слова, после чего учитель спрашивает, можно ли прочитать по-другому. Учащиеся сами или с помощью учителя выходят на вариант слова. Так же строится работа с остальными словами: зимы, зимы, холода, холода, кружки, кружки, стрелки, стрелки, белок, белок. Работая над предложениями, необходимо после вписывания слов ставить в них знак ударения.
Дополнительное задание. Списать в рабочую тетрадь любую пару предложений.
Упражнение 4 — развитие кругозора учащихся, отработка правила написания заглавной буквы. Выполняется в парах. Работа проходит в два этапа. Сначала учащиеся устанавливают соответствия и соединяют карандашом слова из левого и правого
столбиков, по завершении работы результат обсуждается фронтально. После этого пары приступают к письменному выполнению упражнения, одна из пар работает у доски. Должны быть записаны следующие сочетания: писатель Николай Носов космонавт Юрий Гагарин поэт Александр Пушкин художник Иван Шишкин композитор Пётр Чайковский
Во время проверки нужно попросить учащихся объяснить, почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие — с заглавной.
Упражнение 5 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи — ши в написанных словах нужно подчеркнуть.
Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Особое внимание во время подготовки к списыванию нужно обратить на слова невероятный, хоккей, косолапым.
Дополнительное задание. Второе предложение проговорить несколько раз, а потом записать по памяти. При этом слово хоккей лучше написать на доске и разрешить смотреть на него во время записи.
Ваш комментарий к уроку