Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Наблюдение речевой ситуации, в которой слова используются для убеждения. Повторение правила написания сочетаний ча ща

Задачи урока: наблюдать речевую ситуацию, в которой слова используются для убеждения; повторить правило написания сочетаний ча — ща, порядок действий при списывании, работу со звуковыми моделями.

Обратите внимание. Вне зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учащихся необходимо обязательно провести в рамках одного урока первые три упражнения, так как тексты, приведённые в них, не только организуют обсуждение проблемных ситуаций и стимулируют речевое творчество учащихся, но и способствуют формированию личностных универсальных учебных действий — ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развитию этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формированию моральной самооценки.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за ситуацией, в которой слова используются для убеждения. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения следует объяснить ученикам, что герой рассказа пытается перебороть чувство страха, которое он связывает с трусостью, а трусость для него — отрицательное качество, от которого необходимо избавиться. В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу о том, что мальчик в своей внутренней речи убеждает себя совершить прыжок с вышки при помощи слов, т. е. слова в данном случае становятся средством убеждения. Следует обратить внимание на то, что по отношению к себе мальчик использует достаточно резкие выражения: обзывает себя (рохля, вахля, махля), угрожает себе (разговаривать с тобой не буду, руки тебе не подам) — как бы озвучивает слова, обращённые к нему другим человеком. Однако очень важно сообщить ученикам, что при общении с другими людьми, какая бы

ситуация ни возникла, не следует использовать угрозы, а тем более обидные слова.

Упражнение 2 (речь) — продолжение обсуждения ситуации, в которой слова используются для убеждения. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Перед началом обсуждения текста следует, как и в упр. 1, разобрать с учениками, что героя стихотворения не устраивает в собственном поведении (грубость по отношению к родителям). Проблемные вопросы к тексту сформулированы в следующей рубрике.

Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение ситуаций, приведённых в текстах предшествующих упражнений: оба героя, недовольные собственным поведением, убеждают самих себя в необходимости измениться, используя при этом «суровые» слова. Ученики снова должны вернуться к текстам упражнений, найти эти «суровые» слова. Рекомендуется предложить ученикам речевые формулы убеждения самого себя: «Я не должен это делать, потому что...», «Если я так поступлю, меня будут считать (ко мне будут относиться) ...», «Моё поведение огорчает близких мне людей, значит...», «Я умею хорошо кататься на коньках (хорошо рисую, много прочитал и т. п.), неужели мне трудно..., ведь...». Затем ученики объясняют своё понимание строк из стихотворения Вадима Шефнера (опорой для высказываний служит обсуждение ситуаций из упр. 1 и 2).

Упражнение 3 (речь; если осталось время) — продолжение обсуждения моральных норм. Если позволяют условия, рекомендуется перед началом урока записать на доске стихотворение Юнны Мориц: в этом случае на него можно будет опереться при обсуждении текстов упр. 1 и 2 (в классах с невысоким темпом работы). В классах с высоким темпом работы важно подробно проанализировать, почему храбрым считается тот, кто добрее, а сильным — тот, кто умнее. Если жизненный опыт учащихся не позволяет им ответить на поставленные вопросы, достаточно привести простые примеры: именно добрый человек (тот, кто умеет сочувствовать, сопереживать) первым приходит на помощь, когда видит, что человек попал в беду (например, если случился пожар или кто-то тонет). При этом человек может вовсе не считать себя храбрым: он боится собак, не войдёт в клетку с тиграми и т. п. А сильным является умный человек, который «не решает спор кулаками»: он при помощи слов может убедить собеседника.

Упражнение 4 (язык) — повторение правила написания сочетаний ча — ща. Ученики выписывают из текста упр. 2 выделенные слова просвещал, укрощал, подчёркивают место орфограммы, в случае необходимости читают правило. Следует напомнить ученикам, что на форзаце учебника размещено правило написания сочетаний ча — ща, приведён небольшой список слов, и в случае необходимости следует пользоваться этим материалом.

Упражнение 5 (язык) — повторение правописания сочетаний ча — ща, чу — щу. Выполняется фронтально в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Обязательно проводится в классах, где ученики слабо владеют русским языком, при этом скороговорки сначала должен прочитать учитель.

Упражнение 6 (язык; трудное) — повторение работы со звуковыми моделями. Несмотря на значок «гиря», рекомендуется для выполнения только в тех классах или тем ученикам, которые испытывают трудности в данном виде работы. Порядок слов, соответствующий схемам: туча, щука, чудо, чаща, роща, часы.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — развитие связности движений при написании букв. Целесообразно буквы л, я предложить написать за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги, а букву м — за два движения (л + последний элемент). На последней строчке стоит повторить написание за одно движение букв а, б, д.

Упражнение 3 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи — ши в выписанных словах нужно подчеркнуть.

Вариант выполнения. В сильном классе можно усложнить работу, предложив выписать слова с нужными сочетаниями ещё и из стихотворения, записанного на доске.

Кружится снежинка,

Будто в ней пружинка:

Вниз всё медленней плывёт...

Вот и кончился завод.

          М. Ясное

Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя.

Упражнение 4 — закрепление правила написания буквосочетаний ча — ща. Выполняется письменно в парах с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания ча — ща в написанных словах надо подчеркнуть. Составленные слова: свеча, пища, туча, роща, дача, чаща, чаша, щавель, часы.

Дополнительное задание. Придумать с составленными словами предложения, несколько самых интересных записать под диктовку учителя.

Упражнение 5 — работа с деформированным текстом. Выполняется фронтально. Поскольку последовательность действий ещё требует максимальной проработки, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Алгоритм работы точно такой же, как в уроке 18. Хорошо, если учащиеся сами обратят внимание на особую интонацию последнего предложения и предложат поставить в конце восклицательный знак. В случае необходимости учитель помогает им прийти к этому выводу. Завершается работа обязательной проверкой: текст читается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Учителю нужно обязательно подойти к слабым учащимся и проверить, внесли ли они необходимые изменения, так как без этого невозможно правильное выполнение следующего упражнения.

Упражнение 6 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слов рассердилась, пришёл. Результат выполнения:

Один раз у меня картошка пригорела. Мама очень рассердилась. Тут Лёнька пришёл. Начал он картошку есть. Всё съел и не сказал, что невкусно. Вот это настоящий друг!

Вариант выполнения. В очень слабом классе работа проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Ваш комментарий к уроку