Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Умение анализировать текст. Закрепление умения задавать вопросы к словам. Повторение правила переноса слов
Задачи урока: анализировать текст, в котором информация дана в неявном виде; провести письменный опрос, в котором ученики продемонстрируют моральную самооценку (без обсуждения полученных результатов); закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом, в котором информация дана в неявном виде. Выполняется фронтально. Текст и вопросы читает учитель. В процессе обсуждения необходимо подвести учеников к мысли о том, что в некоторых случаях человек, даже не получая чётких словесных предписаний, догадывается о мыслях и желаниях собеседника. В данном стихотворении герой угадывает желание мамы и совершает поступки, которые оцениваются мамой словами «Волшебник ты мой!». Следует предложить ученикам вспомнить ситуации из их личного опыта, когда они «угадывали» желания родных или друзей. Возможно, ученики расскажут о ситуациях, похожих на ту, что описана в стихотворении. В любом случае необходимо выслушать детей, спросить, как они догадались о том, чего хотят их близкие, какие поступки они совершили. Если позволяет время и уровень подготовленности учащихся, можно предложить для обсуждения дополнительные ситуации, например: пожилой соседке, которая живёт на девятом этаже, трудно каждый день ходить в магазин за хлебом и молоком; бабушка любит получать на праздники поздравительные открытки; старший брат уже несколько дней не может найти нужную вещь и т. п. Необходимо, чтобы в процессе обсуждения этих и подобных ситуаций ученики пришли к выводу: поведение другого человека часто подсказывает, что ты можешь сделать, чтобы самому «стать волшебником», — быть доброжелательным и внимательным к людям, готовым к сотрудничеству и дружбе, способным оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Задание способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
Упражнение 2 (язык; если осталось время) — предложение ученикам на основе приведённых характеристик продемонстрировать моральную самооценку. Несмотря на значок «если осталось время», обязательно проводится во всех классах. Рекомендуется раздать ученикам заранее подготовленные листы, на которых указаны их фамилия и имя. Затем каждый ученик, опираясь на предложенные в учебнике слова-подсказки, выписывает те из них, которые его характеризуют. Можно дополнить предложенную формулу «Я ..., ...» предложением, которое вписывает в каждый лист учитель: «А иногда я бываю ...». Подобная работа направлена на выявление моральной самооценки учащихся. Ни в коем случае результаты этой работы не должны быть озвучены в классе. Перед началом выполнения упражнения учитель может сказать: «Ребята, а теперь я вам раздам листы, на которых вы запишете, опираясь на слова-подсказки, какие вы, какими вы себя считаете. Обещаю вам, что ваши ответы прочитаю только я и никто, кроме меня, их не увидит». Результаты выполнения упражнения не рекомендуется также размещать в портфолио учеников.
Умение задавать вопросы к словам («какой?», «какая?») проверяется устно, фронтально.
Упражнение 3 (язык) — работа с информацией, данной в неявном виде (в пословицах); закрепление порядка действий при списывании. Выполняется фронтально. Следует предложить ученикам выписать любую пословицу, так как выбор той или иной пословицы будет демонстрировать моральные ориентиры ученика. Упражнение требует тщательной проработки в классах, где ученики испытывают трудности в изучении или освоении русского языка (русский язык неродной).
Упражнение 4 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Проводится аналогично упражнениям из предшествующих уроков. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться.
Упражнение 5 (язык; если осталось время) — повторение правила переноса слов. Предлагается для самостоятельной работы сильным ученикам. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. При фронтальном проведении следует выбирать двух- и трёхсложные слова.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений при написании букв п, н за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Самым сложным при написании этих букв без отрыва является точное совпадение линий при проведении второй раз по одной из них. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности при формировании графического навыка, учитель может предложить писать первый и второй элементы букв п, н отрывно, отрабатывая при этом связность при написании второго и третьего элементов буквы н. Даже если весь класс пишет данные буквы за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил тем учащимся, которые ещё не готовы к этому, писать с отрывом. На двух чистых строчках можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, я.
Упражнение 3 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. Выполняется письменно, фронтально. Хорошо читающие учащиеся читают предложения, кто-то из них называет слово с пропущенной буквой и сообщает, какую букву нужно вставить. При работе над третьим предложением надо выяснить, известно ли классу значение слова лютые (при необходимости сообщить, что в этом предложении слово лютый значит «очень сильный», а иногда это слово означает «злой, свирепый» — лютый зверь).
Дополнительное задание. Записать в рабочую тетрадь слова, в которые вставлены буквы; списать в тетрадь одно из предложений.
Упражнение 4 — закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово; находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Выполняется письменно, самостоятельно, в слабом классе лучше выполнить фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, коротко обсудить, о чём оно, и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Все варианты слов для каждого столбика:
Учащиеся, обладающие развитым языковым чутьём, могут записать в третий столбик начальные формы глаголов несовершенного вида, употреблённых в стихотворении в форме настоящего времени: хотеть, сидеть. Это ни в коем случае нельзя считать ошибкой, поскольку существительные также выписываются в начальной форме.
Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в первый столбик слова он и ты. В этом случае учителю следует сказать, что эти слова действительно отвечают на вопрос «кто?», но записывать их в первый столбик не нужно.
После обсуждения стихотворения учитель предлагает подумать, на какие вопросы отвечают слова он и ты («кто?»), после чего объясняет ученикам, что это особые слова, с которыми ученики встретятся на уроке 42 (1 класс) и позже, в 3 классе.
Упражнение 5 — работа над умением давать развёрнутое толкование слова, находить слово, от которого образовано данное. Выполняется фронтально, при необходимости учитель оказывает помощь. В ходе проверки учащимся предлагается ответить на вопрос: «Можно ли сказать, что выделенные слова образованы от тех слов, которые дописаны?»
Дополнительные задания
1. Задать вопрос к словам, выделенным жирным шрифтом.
2. Определить, что объединяет эти слова. (Они отвечают на один и тот же вопрос.)
3. Записать в рабочую тетрадь пары слов: фруктовый — фрукты, рыбный — рыба, берёзовый — берёза, кирпичный — кирпич, горный — горы, лисий — лиса.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Нужно нацелить учащихся на необходимость обращать внимание на запятые в предложениях.
Дополнительные задания
1. Первое предложение послушать несколько раз (учитель орфографически проговаривает каждое слово), проговорить орфографически и записать по слуховой памяти.
2. Второе предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти.
3. Третье предложение записать под диктовку учителя.
Проверить свою работу, сверив с текстом в тетради на печатной основе.
Ваш комментарий к уроку