Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение речевой ситуации, в которых возникает непонимание заданного вопроса. Формирование правила речевого поведения. Повторение правила переноса слов. Наблюдение за использованием омонимов
Задачи урока: наблюдать речевые ситуации, в которых возникает непонимание заданного вопроса и, как следствие, предлагается неточный ответ; формировать правила речевого поведения; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов; наблюдать за использованием омонимов (термин не употребляется).
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» моделирует речевую ситуацию, при которой неполный ответ является нарушением правил речевого этикета. Выполняется фронтально. Текст и вопросы к тексту читает учитель. После чтения первых реплик диалога ученики должны обсудить сложившуюся ситуацию. Ограничить ответ предложением: «Я много чего люблю» — значит поступить невежливо по отношению к собеседнику. Но спрашивающий, по-прежнему пытаясь установить контакт с собеседником, может уточнить: «А что именно ты любишь?» — и получить ответ, который приводится далее. В ходе выполнения данного упражнения ученики осваивают коммуникативные универсальные учебные действия, а именно: умения строить высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию. После обсуждения правил речевого общения следуют высказывания учеников о собственных интересах. Не следует игнорировать вопрос: «О чём тебе было бы интересно побеседовать с Дениской?», так как, отвечая на него, ученики продемонстрируют (или освоят с помощью учителя) умение продолжить беседу, учитывая интересы собеседника.
Упражнение 1 (речь) — продолжение наблюдения за текстом, в котором демонстрируется непонимание собеседником заданного ему вопроса. Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики пришли к выводу о том, что в коммуникативной неудаче (неправильном понимании, отсутствии полноценного общения) виноват не только Мишка, который неправильно понял вопрос, но и тот, кто неконкретно, неточно задал вопрос именно этому мальчику, т. е. не учёл каких-то его особенностей.
Рубрика «Обрати внимание» формулирует правила речевого поведения, формирует умение строить понятные для партнёра высказывания (элемент коммуникативных универсальных учебных действий).
Упражнение 2 (речь; если осталось время) — моделирование ситуаций, в которых неудача речевого общения (коммуникативная неудача) вызвана неправильно, нечётко сформулированным вопросом. Несмотря на то что упражнение помечено значком «если осталось время», рекомендуется провести его во всех классах, особенно в тех, где учащиеся испытывают трудности в изучении и освоении русского языка. Если ученики не могут самостоятельно переформулировать вопросы, учителю следует предложить свои варианты: «А ты ходишь в какую-нибудь секцию или кружок?», «Чем ты интересуешься, как проводишь свободное время? Чем занимаешься после занятий в школе?».
Упражнение 3 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Рекомендуется для выполнения только в тех классах, где ученики испытывают затруднение при выполнении подобных заданий, в остальных классах может не проводиться. В случае затруднения учитель предлагает ученикам обратиться к рубрике «Тайны языка» из урока 5. Учитель записывает на доске предложения, которые ученики списывают в тетради (при перечислении достаточно ограничиться тремя примерами): Мишка любит (что?) булки, плюшки, батоны. Мишка любит (кого?) котят, бабушку.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с постановкой запятой при перечислении. Категорически не рекомендуется отрабатывать это правило. Впоследствии при анализе или записи примеров с перечислением учитель только обращает внимание учеников на запятую.
Упражнение 4 (язык; работа в парах) — повторение правила переноса слов. Выполняется только сильными учениками, самостоятельно или в парах.
Упражнение 5 (язык; если осталось время) — наблюдение за омонимами и паронимами (термины не используются) и их использованием с целью языковой игры, комплексное повторение порядка действий при списывании, правила написания сочетаний ча — ща, правило написания прописной (заглавной) буквы. Выполняется самостоятельно в полном объёме сильными учениками. В остальных классах следует проанализировать выделенные слова и объяснить разницу в написании прописной и строчной букв. Запись на доске: фамилия — Комаров, населённый пункт — Комарово, насекомое — комар.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений при написании букв и, у за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первой строчке отрабатывается самый сложный момент написания этих букв: изменение угла линии, идущей вверх после выполнения закругления.
Основной ошибкой при безотрывном написании этого элемента, а в дальнейшем и строчных букв и, у является слишком плавное проведение линии вверх, в связи с чем буквы оказываются очень широкими (растянутыми).
Чтобы предупредить появление таких начертаний, нужно специально оговорить с учащимися необходимость изменения угла наклона, попросить их найти точку, в которой происходит это изменение, отметить эту точку цветом. Стоит также ещё раз зафиксировать внимание учащихся на параллельности линий внутри отрабатываемого элемента и внутри букв. На последней строчке можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, я, п, н. Можно также предложить попробовать написать строчную букву м за одно движение (на уроке 21 она прописывалась за два движения).
Упражнение 3 — закрепление умения соотносить звуковой и буквенный состав слов и строить звуковые модели слов. Упражнение можно охарактеризовать как трудное, поэтому лучше выполнить его фронтально. При составлении модели слова юбка нужно обратить внимание, что третий звук в этом слове — [п], твёрдый глухой согласный.
Возможная ошибка. Учащиеся могут решить, что в словах ружьё, январь, съезд количество звуков и букв не совпадает. В этих словах есть буква, обозначающая два звука, на которую и могут обратить внимание учащиеся, не заметив при этом наличия в тех же словах буквы, не обозначающей звука (ь или ъ).
Дополнительное задание. Вспомнить слова, в которых количество звуков и букв не совпадает, а общее количество звуков равно пяти, и составить модели этих слов. Возможные варианты: ёжик, енот, маяк, метель, полька.
Упражнение 4 — закрепление правила написания буквосочетаний ча — ща, чу. Выполняется письменно, в парах. Предложения читают хорошо читающие ученики. Перед началом письменного выполнения целесообразно фронтально поработать над значением пословиц.
Упражнение 5 — отработка написания словарных слов. Проводится в два этапа: сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы: учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово, после чего самостоятельно работают с предложениями. При проверке нужно попросить в последнем предложении поставить ударение в слове к замку.
Дополнительное задание. Списать два-три предложения в тетрадь или записать под диктовку учителя.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно.
Дополнительное задание. Первое предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти. Проверить свою запись, сверив с предложением в тетради на печатной основе.
Ваш комментарий к уроку