Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Речевые ситуации, в которых необходимо учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Ознакомление с родственными словами. Закрепление умения находить слова по заданным характеристикам
Задачи урока: анализировать речевые ситуации, в которых необходимо учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; знакомить с родственными словами; закрепить умение находить слова по заданным характеристикам; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации столкновения интересов и обсуждение вариантов успешного решения проблемы. Выполняется фронтально. Приведённые реплики могут прочитать хорошо читающие ученики. Не рекомендуется предлагать ученикам самостоятельно формулировать продолжение разговора: следует строго придерживаться представленной в учебнике логики подачи материала, т. е. перейти к чтению предложенных вариантов (реплики продолжения разговора целесообразно прочитать учителю). Важно, чтобы в процессе обсуждения ученики выявили те формулировки, которые не учитывают интересы других, не способствуют сотрудничеству, а ведут к коммуникативной неудаче, прекращению общения.
Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения, формулирует правила речевого поведения.
Упражнение 2 (речь) — знакомство с речевыми формулами координации в диалоге, учит выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Следует проанализировать каждую реплику и в процессе обсуждения прийти к выводу, что третий и четвёртый варианты не позволят собеседникам договориться. Чтобы приблизить приведённые в упражнении реплики к реальному речевому общению конкретного класса, учитель должен смоделировать те ситуации, в которых возможны противоречия интересов учеников. Например: следует договориться, куда класс отправится в выходные дни — в музей, в зоопарк или знакомиться с историей города (на экскурсию); как поздравить мам с Международным женским днём — подготовить концерт, нарисовать газету, купить и подарить открытки и т. п.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами, имеющими общую часть (термин «корень слова» не используется). Чтобы ученики пришли к правильному выводу и согласились с приведённым в учебнике вариантом ответа, необходимо при анализе каждого слова использовать приём развёрнутого толкования: снеговик, Снегурочка, снежная (баба) — сделаны из снега, снегокат — машина, которая (то, что) едет (катится) по снегу, снежинка — частичка снега.
Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения и знакомит со словами, имеющими общую часть с одинаковым значением (термин «корень слова» не используется).
Упражнение 3 (язык; трудное) — продолжение знакомства с родственными словами. Рекомендуется для фронтальной работы в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных может не проводиться. Как и при знакомстве с родственными словами в рубрике «Давай подумаем», рекомендуется построить работу с использованием приёма развёрнутого толкования: лесок — маленький лес, лесной — относящийся к лесу, лесник — тот, кто ухаживает за лесом, лесоруб — тот, кто рубит лес. Ученики списывают слова и отмечают графически (дугой) общую часть — лес-.
Упражнение 4 (язык; работа в парах) — повторение алгоритма проведения звукового анализа. Выполняется учениками, обученными методике парной работы. Может быть рекомендовано для самостоятельной работы сильным ученикам. В упр. 2 одно слово, соответствующее заданным условиям (два слога, три звонких согласных, первый гласный звук ударный), — будем.
Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы и уровня подготовленности учащихся.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений при написании заглавной буквы И за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Предлагаемая работа очень похожа на проводившуюся на уроке 23. На первой строчке отрабатывается наиболее сложный момент написания этой буквы: изменение угла линии, идущей вверх после выполнения закругления.
Чтобы предупредить появление ошибочных начертаний, связанных с отсутствием изменения угла идущей вверх линии, нужно специально оговорить с учащимися необходимость изменения угла наклона, попросить их найти точку, в которой происходит это изменение, отметить эту точку цветом. Стоит также ещё раз зафиксировать внимание учащихся на параллельности линий внутри отрабатываемого элемента и внутри буквы.
На третьей строчке можно потренироваться в безотрывном написании буквы и, на четвёртой — в безотрывном написании заглавной буквы Шили букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у.
Упражнение 3 — отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов, повторение знаний о звуках русского языка. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Правильными являются второе и третье утверждения.
Дополнительное задание. Придумать ещё одно-два правильных утверждения о слове маяк. Возможные варианты: 1) второй слог ударный; 2) есть два звонких согласных звука; 3) есть буква, обозначающая два звука.
Вариант выполнения упражнения. В очень слабом классе это упражнение можно выполнить по-другому: сначала предложить учащимся самостоятельно построить звуковую модель слова маяк (составить из фишек или нарисовать цветными ручками в тетради рядом со словом), поставить ударение, потом проверить правильность выполнения и приступить к поиску правильных утверждений. Каждое утверждение читается вслух, в процессе фронтального обсуждения делается вывод о его правильности или неправильности — модель в этом случае является основанием для принятия решения.
Упражнение 4 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, ча — ща. Перед началом письменного самостоятельного выполнения стихотворения читаются вслух.
Дополнительные задания
1. Ответить на вопрос: «Какие правила пришлось вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение?» Предложить ещё несколько слов, при записи которых нужно будет применять эти правила.
2. Списать в тетрадь одно из стихотворений.
Упражнение 5 — наблюдение за группами родственных слов. Выполняется фронтально. После прочтения задания важно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После выслушивания ответов учащихся, учитель предлагает открыть учебник на с. 79 (урок 24) и прочитать рубрику «Обрати внимание». Во время работы с группами родственных слов нужно давать развёрнутое толкование каждого слова. Дополнительно можно предложить учащимся продолжить каждый ряд — это будет способствовать расширению словарного запаса. После постановки ударения важно назвать слова с ударным гласным в выделенной части.
Дополнительное задание. Списать две группы слов в рабочую тетрадь.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слов когда-то, двадцать, оловянных, расставлять; кроме того, нужно нацелить учащихся на постановку запятых во втором предложении.
Дополнительное задание. Найти предложение с восклицательным знаком в конце, хором прочитать его орфографически, повторить орфографически несколько раз, а потом по памяти записать в тетрадь. Затем проверить свою запись, сверив с предложением в тетради на печатной основе.
Ваш комментарий к уроку