Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации. Ознакомление со словами, близкими по значению, но разными по написанию. Повторение правила постановки вопросительного знака. Закрепление знания о двойной функции букв ё, я
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию, в которой высказываются интересы говорящего; знакомить со словами, близкими по значению, но разными по написанию (синонимы; термин не употребляется); повторить правило постановки вопросительного знака, отработать умение задавать вопросы к словам; закрепить знание о двойной функции букв ё, я.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации, в которой говорящий высказывает собственные интересы (в форме вопроса) и побуждает собеседника к обсуждению. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. При обсуждении текста стихотворения следует обратить внимание учеников на следующие моменты. Во-первых, формулировка вопроса: «От кого река бежит?» — предполагает анализ различных значений слова бежит. Рекомендуется напомнить ученикам о словах,
имеющих несколько значений, а также о приёме сравнения — течение реки сравнивается с тем, как будто она бежит от кого-то (ср. урок 20, упр. 5). Во-вторых, важно отметить, что некоторые вопросы, которые задаются при общении, могут показаться смешными, неинтересными, но они важны для собеседника, а значит, надо отреагировать на них так, чтобы общение состоялось. Следовательно, для успешного общения необходимо учитывать точку зрения и интересы собеседника. При формировании коммуникативных универсальных учебных действий следует постоянно ориентировать учеников на необходимость учитывать разные мнения, допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Именно поэтому учащимся предлагается задание: «Представь, что эти вопросы задали тебе. Как ты на них ответишь?» Варианты ответов, которые предложат учащиеся, будут свидетельствовать об их готовности или не готовности учитывать интересы собеседника, о стремлении продолжить общение или об отсутствии такого стремления. В-третьих, ученикам предлагается рассказать о том, что их интересует. Возможно, что при озвучивании собственных интересов ученики столкнутся с той же ситуацией, которую наблюдали при анализе текста стихотворения: то, что интересует героя стихотворения, не интересно тебе, однако твоих интересов могут не разделять одноклассники. Учителю важно продемонстрировать ученикам, что правила речевого поведения требуют соблюдения определённых норм: не обходимо проявить интерес к тому, о чём говорит собеседник, и в то же время быть готовыми к тому, что наши интересы им не разделяются. В таком случае, чтобы избежать коммуникативной неудачи (непонимания, конфликта, прекращения общения), важно соблюдать правила речевого взаимодействия: быть вежливым, участливым, задавать дополнительные вопросы, уточнять что-то, не обижаться, если не разделяют вашу позицию и ваши интересы, и т. п.
Упражнение 2 (язык) — наблюдение за словами, сходными по значению (термин «синонимы» не употребляется), предупреждает орфографические ошибки в написании слов отчего и оттого. Выполняется фронтально с опорой на речевой опыт учащихся как носителей языка. Ученики должны прийти к выводу, что слово отчего может быть заменено на слово почему, а слово оттого на слово потому. Рекомендуется записать на доске:
отчего = почему, оттого = потому
Упражнение 3 (язык) — повторение правила постановки вопросительного знака в конце предложения, привлечение внимания к цели высказывания (вопрос). Выполняется в классах, где учащиеся недостаточно овладели умением ставить вопросительный знак в конце предложения; в остальных классах может не проводиться.
Упражнение 4 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется фронтально, по образцу аналогичных упражнений из предшествующих уроков.
Упражнение 5 (язык; работа в парах) — повторение функции букв ё, Я как показателя мягкости предшествующих согласных. Выполняется в парах или самостоятельно сильными учениками. Рекомендуется для фронтальной работы в классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся. Сначала выписываются слова, где буквы ё, я обозначают мягкость предшествующего согласного, — ревёт — [в’о], клякса — [л’а], затем слова, где эти буквы обозначают два звука, — поёт, семья, муравья, льёт. При необходимости следует предложить ученикам составить звуковые модели выписанных слов.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений при написании заглавных букв У и Ч за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Как и на двух предыдущих уроках, основное внимание нужно уделить изменению угла линии, идущей вверх после выполнения закругления.
Кроме того, необходимо остановиться на различии в написании отрабатываемых букв, чтобы предупредить возможные замены букв. На свободных строчках можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки. Не стоит при этом предлагать прописывать за одно движение две буквы.
Упражнение 3 — отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов, повторение знаний о звуках русского языка, отработка умения определять место ударения. Выполняется письменно, в парах с обязательной последующей фронтальной проверкой. Должно быть записано слово мебель.
Вариант выполнения. В очень слабом классе это упражнение лучше выполнить фронтально, с обсуждением наиболее приемлемого алгоритма работы. Чтобы облегчить поиск слова, можно в предложенных словах: 1) посчитать буквы и вычеркнуть слова, в которых не шесть букв, в оставшихся словах посчитать количество звуков и вычеркнуть те, в которых не пять звуков, — останутся слова лосось, тополь, пальто, мебель, коньки; 2) разделить оставшиеся слова на слоги, одновременно определить место ударения и вычеркнуть слова, в которых ударным является второй слог, — останутся слова тополь, мебель; 3) проверить, в каком из этих слов все согласные звонкие — это слово мебель.
Дополнительное задание. Определить, что ещё можно сказать о слове мебель (в этом слове все согласные мягкие; есть две одинаковые буквы гласных).
Упражнение 4 — закрепление правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, повышение осознанности в процессе написания. Выполняется письменно, фронтально. Целесообразнее после вписывания буквы в слово сразу записывать его в нужный столбик. В результате выполненная работа будет выглядеть так:
Если у учащихся не хватит места, по одному слову в каждый столбик можно не дописывать.
Упражнение 5 — наблюдение за группами родственных слов, отработка умения найти слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных. Выполняется фронтально. Как и на прошлом уроке, после прочтения задания нужно предложить учащимся вспомнить, какие слова в русском языке называются родственными. После записи нужного слова целесообразно предлагать учащимся устно давать развёрнутое толкование родственных слов.
Возможная трудность связана с записью слова ночь — учитель сообщает о необходимости написания мягкого знака.
Дополнительное задание. Списать две группы слов в тетрадь.
Упражнение 6 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слов принцесса, солнце.
Дополнительное задание. Одно из предложений записать после запоминания с опорой на зрительное впечатление, затем проверить свою запись, сверив с предложением в тетради на печатной основе.
Ваш комментарий к уроку