Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Работа над точностью и выразительностью речи. Повторение правила постановки восклицательного знака в конце предложения и правила написания сочетаний жи ши, порядок действий при списывании и анализ звукового состава слова

Задачи урока: работать над точностью и выразительностью речи на основе наблюдения за текстами объявлений; повторить правила постановки восклицательного знака в конце предложения; продолжить наблюдать тексты, в которых информация дана в неявном виде; повторить правило написания сочетаний жи — ши, порядок действий при списывании и анализ звукового состава слова.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстами объявлений с целью привлечь внимание к точности и выразительности письменной речи. Выполняется фронтально. Тексты объявлений читает учитель. В процессе обсуждения ученики должны обратить внимание на то, что первое объявление составлено более выразительно, оно может заинтересовать читателя. Следует провести коллективную работу по составлению объявления, например, о приглашении в кружок русского языка «Путешествие в прошлое», где изучается история слов; в кружок «Весёлые нотки», в котором учатся петь и танцевать, и т. п. Перед началом работы учитель должен предложить вариант сжатого объявления по образцу второго объявления из упражнения, а затем вместе с учениками дополнить это объявление выразительными средствами, чтобы была решена целевая установка — заинтересовать читателя и побудить записаться в кружок.

Упражнение 2 (речь) — продолжение наблюдения за точностью письменной речи. Выполняется фронтально. Рекомендуется напомнить аналогичную работу в уроке 13 (в приглашении отсутствовал адрес). Ученики должны установить, что в приведённом объявлении отсутствует указание на время репетиции. Если позволяет время, то исправленное, уточнённое объявление, которое учитель записывает на доске, ученики списывают в тетради, повторяя порядок действий при списывании.

Упражнение 3 (язык) — повторение правила постановки восклицательного знака в конце предложения. Учителю рекомендуется выразительно прочитать первое объявление из упр. 1 и напомнить ученикам, что восклицательные предложения произносятся с особой интонацией. Ученики по выбору списывают первое или второе предложение из объявления.

Упражнение 4 (язык) — продолжение наблюдения за текстами, в которых информация дана в неявном виде (пословицы); анализировать речевые ситуации, в которых употребляются приведённые пословицы. Можно проанализировать первую пословицу Кто много делает, тот много успевает, связав её с упр. 1: многие ребята хорошо учатся, ходят в несколько кружков и всюду успевают.

Упражнение 5 (язык) — повторение знания о звуковом составе слова и правила написания сочетаний жи — ши. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам, остальные учащиеся работают фронтально. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Следует строго придерживаться порядка выполнения действий: проанализировать первый звук в слове шить, подобрать к нему парный звонкий согласный, назвать полученное слово — жить. Затем повторить правило правописания сочетаний жи — ши, найти слова на это правило (пружина, камыши, жизнь, машина, ежи, этажи) и выписать их в тетради. Для проверки умения работать с учебником учитель просит найти в учебнике справочную информацию о правописании сочетаний жи — ши (форзац учебника).

Упражнение 6 (язык; если осталось время) — повторение умения анализировать звуковой состав слова. Проводится в классах, где учащиеся испытывают трудности при характеристике согласных звуков. Ученики должны произнести вслух каждое слово и определить, что во всех словах согласный [в] твёрдый, а в слове вилка — мягкий. При необходимости следует использовать звуковые модели.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — написание строчной и заглавной букв о, О вторым способом. Учитель сообщает, что иногда при быстром темпе письма для этих букв будет легче выбрать другую точку начала движения, и предлагает потренироваться. На свободной строчке можно предложить прописывать буквы о, О поочерёдно хорошо знакомым и отрабатываемым на этом уроке способом.

Упражнение 3 — повторение двойной функции букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. Должны быть подчёркнуты слова юла, поезд, яркий, подъезд, вьюга, печенье. В первом абзаце текста вместо пропусков должны быть вписаны буквы я, е, ё, ю, во втором — в начале; после гласных; ь; ъ.

Вариант выполнения. В слабом классе выполняется фронтально с подробными комментариями.

Упражнение 4 — закрепление правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, повышение осознанности в процессе написания. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель советует после вписывания буквы в слово сразу записывать его в нужную группу. В результате выполненная работа будет выглядеть так.

 Слова, написание которых нужно запомнить:

 собака, ребята, медведь, класс.

 Слова с сочетаниями жи — ши:

 жизнь, шишка, житель, жидкий.

 Слова с сочетаниями ча — ща, чу — щу:

 часто, щука, чудо, чайка.

Возможная трудность. Слово щука ученики могут прочитать как «щека», соответственно, возникнет вопрос о том, как оно пишется и в какую группу его записывать. В этом случае учитель просит подумать о другом варианте прочтения.

Дополнительное задание. В каждую группу дописать ещё по два-три слова.

Упражнение 5 — повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно, самостоятельно. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа — читаются предложенные пары слов и обсуждается, что каждое из них означает в зависимости от написания первой буквы. Например: роза — это название цветка, Роза — это имя, дружок — уменьшительно-ласкательное от слова друг, Дружок — кличка собаки и т. д.

Возможная трудность. В первое предложение можно вставить и слово дружок, и слово Дружок. Слабых учеников нужно попросить провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны, и поднять руку после завершения работы. Вписывать слова учитель разрешает только после проверки. Такая форма организации работы поможет избежать ошибок.

Дополнительное задание. Списать две пары предложений в тетрадь.

Упражнение 6 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Особое внимание нужно обратить на написание слова ещё.

Дополнительные задания

1. Первое предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти.

2. Второе предложение записать под диктовку учителя.

3. Третье предложение послушать несколько раз (учитель орфографически проговаривает каждое слово), проговорить орфографически и записать по слуховой памяти.

4. Проверить свою работу, сверив с текстом в тетради на печатной основе.

Дополнительная работа. Выписать из стихотворения, написанного на доске: а) слова с буквосочетанием ши; б) слова с буквосочетанием чн; в) слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Ночная песенка

В тишине полночной

Выпал снег на крыши.

Выпал зуб молочный

Вечером у Гриши.

Снег укрыл дорожки

И прилёг на крыши.

До утра в ладошке

Зуб лежал у Гриши.

Вырастут сугробы

Выше крыш и труб...

А к весне поближе

Вырастет и зуб.

     М. Ясное

Ваш комментарий к уроку