Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия. Наблюдение за словами, сходными по звучанию, и выявление ошибки в их употреблении. Ознакомление с устойчивыми словосочетаниям
Задачи урока: наблюдать за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия; обсудить цели, с которыми создаются подобные тексты; наблюдать за словами, сходными по звучанию, и выявлять ошибки в их употреблении; знакомить с устойчивыми словосочетаниями (термин «фразеологизмы» не употребляется); отработать порядок действий при списывании и правило правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстами, в которых представлены вымысел, фантазия; анализ целей, с которыми они созданы. Тексты читает учитель. Организуя обсуждение, учитель предлагает не только ответить на вопрос, происходило ли с ребятами то, о чём они рассказывают, но и подумать над тем, зачем ребята придумали эти истории. Очень важно, чтобы ученики не давали такие ответы: «Они просто обманщики», «Выдумали, чтобы всех обмануть, показать, какие они особенные». Если прозвучат подобные ответы, учителю важно убедить учеников в том, что рассказчики придумали эти истории для того, чтобы развеселить собеседника, поделиться своими фантазиями. Также следует напомнить о приёме сравнения — щука чуть меньше машины, дождь такой сильный, что девочка в нём плавала — и показать, что ребята сознательно используют преувеличения (слушающий, опираясь на свой жизненный опыт, сразу может определить, что такого дождя и такой щуки не может быть в действительности). Следовательно, истории ребят — это весёлый вымысел, юмористический рассказ о себе с использованием сознательных преувеличений, фантастических сравнений.
Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения, знакомит с вымыслом и фантазией как приёмами, способными заинтересовать, удивить, развеселить собеседника.
Упражнение 2 (язык) — продолжение наблюдения за словами, сходными по звучанию, но разными по значению (термин «паронимы» не употребляется). Определения могут прочитать хорошо читающие ученики. Если дети не могут самостоятельно сформулировать ответ на вопрос, учитель говорит: «Ошибка, которую допустила девочка, связана с тем, что она, зная значение слова (стиль плавания), не помнит, как слово правильно произносится, отчего возникает речевая ошибка — кролик вместо кроль».
Рубрика «Обрати внимание» напоминает о существовании слов, сходных по звучанию, но различных по значению, и формулирует правило речевого поведения: использовать в речи только те слова, значения которых точно известны. Рекомендуется напомнить ученикам тексты, в которых использовались паронимы и омонимы (урок 19, упр. 3; урок 23, упр. 5), и цели подобного использования — создание юмористического стихотворения, языковая игра.
Упражнение 3 (язык) — продолжение наблюдения за текстами, в которых допускаются речевые ошибки; подготовка к знакомству с устойчивыми сочетаниями слов с опорой на речевой опыт учащихся как носителей языка. Выполняется фронтально. Исправленное предложение (А мне солнечный зайчик в глаз попал!) учитель записывает на доске, а ученики списывают это предложение в тетради.
Рубрика «Тайны языка» знакомит с устойчивыми сочетаниями слов (термин «фразеологизмы» не используется). Если уровень подготовленности класса высокий, учитель может привести дополнительные примеры устойчивых сочетаний слов: как снег на голову (неожиданно), ни свет ни заря (рано), рукой подать (близко), оглянуться не успеешь (скоро).
Упражнение 4 (язык; работа в парах) — закрепление материала предшествующего наблюдения. Выполняется в парах или самостоятельно только сильными учениками, остальные работают фронтально. Следует повторить порядок действий при списывании.
Упражнение 5 (язык) — закрепление правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу. Рекомендуется для самостоятельного выполнения сильными учениками или фронтально в классах, где учащиеся испытывают затруднения в правописании указанных буквосочетаний. В тексте упр. 1 встречаются слова: с сочетаниями жи — ши — машины, сшибла; с сочетаниями ча — ща — счастье, часто; с сочетаниями чу — щу — чудесную, щуку, большущую, чуть.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 1)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — написание строчной буквы о предложенным на предыдущем уроке способом. Работа, предлагаемая на второй и третьей строчках, помогает учащимся понять, в каких случаях целесообразно писать букву о вторым способом. Не нужно в обязательном порядке предлагать учащимся прописывать наклонную линию с закруглением внизу и последующую строчную букву о за одно движение — на третьей строчке эту группу лучше прописывать с отрывом, а на четвёртой предложить учащимся самим выбрать — прописывать ли группу за одно движение или же писать с отрывом. На свободной строчке можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки, или в написании буквосочетания ио.
Упражнение 3 — повторение функций букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, фронтально. Выполненная работа выглядит так:
Дополнительное задание. Подобрать свои примеры для каждого столбика, записать их в рабочую тетрадь.
Упражнение 4 — отработка правописания словарных слов и слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей проверкой. Слова должны быть вписаны в текст в такой последовательности: класс, учитель, лыжи, деревне, час, дорога, рощу. Целесообразно обратить внимание учащихся на написание окончания слова (к) деревне.
Упражнение 5 — отработка умения делить слова на слоги, развитие внимания к буквенной оболочке слов. Выполняется письменно, в парах. Результат выполнения: дуга, родина, бор, лес, бочки, шина, баран (или ранка), рога, точки, коза.
Упражнение 6 — наблюдение за группами родственных слов, закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Выполняется письменно, фронтально. Возможны два пути выполнения: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого, или работать по строчкам, т. е. с группами родственных слов, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. На данном этапе предпочтительнее организовать работу по второму варианту. Результат выполнения:
Дополнительные задания
1. Рассказать, что объединяет слова в столбиках (отвечают на один и тот же вопрос), что объединяет слова в строчках (это родственные слова).
2. Поставить в словах ударение.
3. Списать две любые строчки в рабочую тетрадь.
4. Постараться составить ещё одну группу родственных слов по тому же принципу. (Например: соль, солёный, солить.)
Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно.
Дополнительные задания
1. Первое предложение прочитать самостоятельно несколько раз, потом записать по памяти.
2. Второе предложение записать под диктовку учителя.
3. Проверить свою работу, сверив с текстом в тетради на печатной основе.
Ответы к ребусам на с. 94, 95. Усы, бабочка, заяц, шарф, карта, столица, рот, дрова, экран, тесто, волк, пирог, угольки, Валя, Вова, Вера, пенал, семья, рыбак, трава.
Ваш комментарий к уроку