Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Стимулирование речевого творчества учащихся. Закрепление умения задавать вопросы к словам. Продолжение знакомства с устойчивыми сочетаниями слов и правильным их употреблением

Задачи урока: продолжить наблюдать за текстами, в которых используется вымысел, фантазия; стимулировать речевое творчество учащихся, предложив создать похожие тексты; закрепить умение задавать вопросы к словам; продолжить знакомить с устойчивыми сочетаниями слов и правильным их употреблением; повторить порядок действий при списывании и использование приёма развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) аналогично упр. 1 в уроке 27. Если уровень подготовленности учащихся высокий, а также в случае, если ученики стремятся рассказать подобные истории, следует обязательно предоставить им возможность реализовать потребность в речевом творчестве. В этом случае важно не столько то, насколько правильно будут оформлять свои истории ученики, сколько их желание высказаться, что свидетельствует о начале формирования мотивации к изучению русского языка, о комфортной и доброжелательной обстановке на уроке.

Упражнение 2 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется самостоятельно сильными учениками, остальными — фронтально. Проводится аналогично подобным упражнениям из предыдущих уроков.

Упражнение 3 (язык; трудное) — продолжение наблюдения за устойчивыми сочетаниями слов, их значением и правильным употреблением. Несмотря на то что упражнение помечено значком «гиря» (трудное), рекомендуется провести его полностью или частично во всех классах, учитывая темп работы учащихся. Следует помнить, что в речи учеников данного возраста многие фразеологизмы ещё не встречались, поэтому учителю следует самому давать правильные ответы и демонстрировать использование фразеологизмов в предложениях. Запись на доске:

Набрать в рот воды — замолчать.

Заблудиться в трёх соснах — путаться в самых простых вещах.

Клевать носом — дремать сидя.

Мастер на все руки — умелец.

Рекомендуется предложить ученикам списать с доски два устойчивых сочетания с объяснением их значения: набрать в рот воды — молчать, мастер на все руки — умелец.

Упражнение 4 (язык) — повторение порядка действий при списывании и использование приёма развёрнутого толкования. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Если учитель считает возможным не предлагать текст для списывания, то анализ слов ведро, вёдрышко, бумажное обязательно должен быть произведён. Запись на доске:

вёдрышко — маленькое ведро

бумажное — из бумаги

Допустимо отметить в словах общую часть (без использования термина «корень»).

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 28, 29)

Обратите внимание. В тетради «Русский язык» (№ 2) представлены материалы сразу двух уроков, например, уроки 28, 29, уроки 30, 31 и т. д. Для удобства упражнения комментируются в первом по нумерации уроке, например, рекомендации по работе с уроками 28, 29 из тетради включены в комментарии к уроку 28 и т. д.

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — написание строчной буквы о снизу, отработка некоторых соединений. Перед началом работы на третьей строчке целесообразно показать написание за одно движение буквы о и соединительного штриха, при этом не нужно предлагать учащимся уже на третьей строчке прописывать за одно движение и букву о, и соединительный штрих, и букву л. Это можно предложить (но ни в коем случае не требовать в обязательном порядке!) во время работы на четвёртой строчке, но при этом обязательно акцентировать внимание учащихся на точке начала буквы л. Если учитель чувствует, что практически никто в классе ещё не готов к написанию за одно движение такой длинной линии с непростой траекторией, не нужно давать это задание, а предложить записать на четвёртой строчке буквосочетания, первыми элементами в которых являются буква о и соединительный штрих. Это могут быть сочетания букв оа, об, од, ом, оя, оп, он, ои, оу, ор и т. д. При написании этих буквосочетаний за одно движение предлагается прописать букву о вторым способом, и соединительный штрих, далее оторвать ручку от бумаги и после паузы прописать вторую букву.

Упражнение 3 — орфографический тренинг написания гласных после шипящих. Выполняется письменно, самостоятельно после прочтения учителем рифмованных строк и коллективного подбора пропущенных слов (щука, чашка, шишки, туча, задача). После выполнения осуществляется проверка, в ходе которой учащиеся сообщают вписанное слово и буквосочетание, на написание которого нужно было обратить особое внимание. Можно предложить подчеркнуть сочетания букв а, и, у с шипящими.

Варианты выполнения. В слабом классе можно организовать выполнение по-другому: перед началом письменного выполнения учитель просит учащихся напомнить правило написания гласных после шипящих. В сильном классе можно усложнить работу, предложив списать в тетрадь любое понравившееся двустишие.

Упражнение 4 — закрепление правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. В первый столбик должны быть записаны слова: смех, ель, яма, ёж, этаж, эхо, тень, осень; во второй: бу-сы, ва-за, кро-лик, си-лач, ко-тя-та, яго-ды, шо-фёр, мо-ло-ко. В ходе проверки стоит предложить ответить на вопросы: «Все ли слова, записанные в первую колонку, состоят из одного слога? Почему три слова из записанных нельзя переносить, хотя они состоят из двух слогов?» Во второй колонке в двух словах возможны два варианта переноса, записывать нужно оба. Возможна двоякая запись: ко-тя-та или ко-тя- та, котя-та; мо-ло-ко или мо-локо, моло-ко.

Возможная ошибка. Вместо деления слова ягоды для переноса учащиеся могут разделить его на слоги (я-го-ды). В этом случае стоит напомнить задание и ещё раз обратить внимание на то, что деление для переноса не всегда совпадает с делением на слоги.

Упражнение 5 — отработка умения задавать вопрос к слову, находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально.

Вначале надо обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Слова стихотворения распределяются следующим образом:

Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в первый столбик слово он, а во второй — моей. В этом случае учителю следует сказать, что эти слова записывать не нужно. Можно сообщить, что о таких словах учащиеся узнают позже, открывая тайны родного языка на уроке 42. Учитель может предупредить возможную ошибку, правильно задав вопрос: «На чьей ладошке? — На моей. Значит, слово моей не выписывается».

Упражнение 6 — закрепление умения правильно выбирать вежливые слова, их запоминание. Начинается выполнение устно, в парах, потом идёт фронтальное обсуждение результатов работы, в ходе которого от слов-подсказок карандашом проводятся линии к нужным строчкам, затем выбранные слова записываются.

Упражнение 7 — отработка действия списывания. Перед выполнением важно попросить учащихся вспомнить алгоритм списывания, проставить в словах ударение. Целесообразно дифференцировать объём выполнения упражнения, предложив учащимся, испытывающим трудности, не списывать последнее предложение.

Возможную трудность может представлять списывание слов однажды, посыпались, разноцветные, земляничные. поэтому нужно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть «опасные» места.

Ваш комментарий к уроку