Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование ситуации речевого общения просьба и вежливый отказ. Повторение правописание сочетаний чу щу, ча ща и правило переноса
Задачи урока: моделировать ситуации речевого общения — просьба и вежливый отказ; повторить правописание сочетаний чу — щу, ча — ща и правило переноса; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации просьбы, знакомство с правилами речевого поведения. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Сначала ученики предлагают собственные варианты просьбы, затем читают приведённые в упражнении примеры и выбирают наиболее подходящие предложения. Ученики должны объяснить, почему они не выбрали предложения Дай мне эту книгу и Ну-ка, дай книжку!, отметив невежливое и даже грубое обращение. Затем ученики рекомендуют одноклассникам книги, которые тем интересно будет прочитать. Можно оказать помощь, записав на доске некоторые опорные слова:
... потому что...
если .., то .., ...
тогда вы узнаете, что...
когда я читал(а) эту книгу, мне (у меня) ...
Упражнение 2 (речь) — моделирование речевой ситуации с использованием формулы вежливого отказа. Выполняется фронтально. Важно, чтобы предложения с формулами вежливого отказа произнесло как можно больше учащихся. Ученики могут испытать затруднение в самостоятельном формулировании причин отказа, в этом случае учитель предлагает варианты: но я уже дал эту книгу Мише; я уже вернул её в библиотеку; я её ещё не дочитал; сначала я дам её Кате, потому что она первая попросила, а потом тебе и т. п.
Упражнение 3 (язык) — повторение правописания сочетаний чу — щу, ча — ща. Выполняется аналогично упражнениям предыдущих уроков. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам, остальные работают фронтально с комментариями учителя и обязательной записью слов без пропусков на доске.
Упражнение 4 (язык) — повторение правила переноса слов. Выполняется аналогично упражнениям предыдущих уроков. Стихотворение читает учитель. Следует предусмотреть различные варианты переноса: пе-ренос (пере-нос), по-лучил (полу-чил).
Упражнение 5 (язык) по целям и выполнению аналогично упр. 4. Так как языковой материал в этом упражнении сложнее, чем в предыдущем, рекомендуется выполнить фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Следует предусмотреть различные варианты переноса: ма-льчик (маль-чик), пе-телька (пете-лька, петель-ка), бе-льчонок (бель-чонок, бельчо-нок), лу-жайка (лужай-ка), зве-рьки (зверь-ки).
Упражнение 6 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.
Ваш комментарий к уроку