Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Обучение интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию, полученную из рисунка. Продолжение наблюдать за текстами, в которых приведена неполная информация
Задачи урока: на основе текста и рисунка к тексту учить интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию, полученную из рисунка; продолжать наблюдать за текстами, в которых приведена неполная информация; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило написания прописной буквы; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом и рисунком к тексту с целью интерпретации информации и преобразования в связный текст информации, полученной из рисунка. Выполняется фронтально. Текст и вопросы к нему читает учитель. В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу: ситуация, которая изображена на рисунке, явилась следствием того, что девочка не указала в объявлении породу собаки, т. е. предоставила не всю необходимую информацию (следовательно, её речь является неточной). В руках девочки фотография таксы, поэтому можно уточнить объявление, которое она дала: «Я потеряла маленькую чёрную таксу. Если найдёте её,
позвоните по телефону 189-20-31». Исправленное объявление следует записать на доске и в зависимости от темпа работы учащихся предложить списать его.
Упражнение 2 (речь) — продолжение наблюдения за текстами, в которых указана неполная информация. Выполняется аналогично предыдущему упражнению, а также упр. 1 из урока 13 и упр. 1, 2 из урока 23.
Упражнение 3 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам, отработка порядка действий при списывании. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Рекомендуется записывать слова на доске, так как вопросы в упражнении предполагают изменение формы слова, а также напомнить ученикам о запятой при перечислении: кошка (какая?) замечательная, умная котята (какие?) чудесные люди (какие?) добрые, заботливые
Упражнение 4 (язык) — повторение правила написания прописной буквы и отработка порядка действий при списывании. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам, остальные работают фронтально. В зависимости от темпа работы учащихся выполняется частично или в полном объёме. Упражнение 5 (язык; если осталось время) аналогично упр. 4.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 30, 31)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — отработка написания строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв со можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание со и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием ро не стоит предлагать прописывать букву р за одно движение, лучше предложить за первое движение прописать длинную наклонную линию, а за следующее движение — второй элемент буквы р и букву о вторым способом. На свободной строчке можно потренироваться в безотрывном написании букв а, б, д, л, м, я, п, н, и, у, И, Ш, а также в написании буквосочетаний, в соединениях внутри которых учащиеся допускают ошибки.
Упражнение 3 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, чу — щу. Выполняется письменно, фронтально. После выразительного чтения стихотворений учителем учащиеся читают по строчке, кто-то из учеников называет слово с пропущенной буквой и сообщает, какие буквы надо вставить. Затем слово выписывается, в нём подчёркиваются буквосочетания жи — ши, чу — щу.
Вариант выполнения. В сильном классе можно усложнить работу, предложив учащимся списать одно из стихотворений.
Упражнение 4 — отработка написания словарных слов. Выполняется письменно, в парах. Учащимся уже приходилось выполнять аналогичные задания, но если возникнут трудности, то необходимо напомнить правила работы с кроссвордом. Ответы: 1. Фамилия. 2. Спасибо. 3. Дорога. 4. Собака. 5. Адрес. 6. Медведь. 7. Ребята. 8. Учитель.
Дополнительные задания
1. Предложить учащимся списать наиболее понравившиеся предложения в рабочую тетрадь.
2. Устно придумать свои предложения с закрепляемыми словарными словами, при наличии времени самые интересные предложения записать в тетрадь под диктовку учителя.
Упражнение 5 — повторение правила написания заглавной буквы. Выполняется письменно, самостоятельно. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа: надо прочитать предложенные пары слов и обсудить значение каждого из них. Например, Скворцов — фамилия мальчика, скворцов — форма слова скворец, аналогично Колокольчиков — колокольчиков, Васильков — васильков и т. д. Для предупреждения возможных ошибок дети, испытывающие трудности в обучении, могут до начала письменной работы провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны.
Дополнительное задание. Списать любые предложения (по выбору) в рабочую тетрадь.
Упражнение 6 — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений относится к разряду трудных, поэтому необходимо проговорить последовательность действий при его выполнении. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Алгоритм работы точно такой же, как в уроках 18 и 21. Данный текст осложнён тем, что здесь дважды встречаются вопросительные предложения, а третье и последнее предложения произносятся с особой интонацией, и это необходимо отразить на письме, поставив восклицательные знаки. Как всегда, работа с такими заданиями заканчивается обязательной проверкой: текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Слабые учащиеся находятся под особым контролем учителя.
Упражнение 7 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно. Результат работы:
Что медведь на зиму запасает? Землянику, малину, орехи. Хороши запасы! Где же он их хранит? Всё лето медведь жирок нагуливает, а зимой его тратит. Ай да мишка!
Вариант выполнения. В очень слабом классе работа организуется фронтально с параллельной записью на доске. В ходе выполнения чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале.
Ваш комментарий к уроку