Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение за текстами-описаниями. Закрепление умения задавать вопросы к словам. Повторение работы со звуковыми моделями
Задачи урока: наблюдать за текстами-описаниями, учить выявлять выразительные средства при описании и использовать их в собственных текстах; отработать порядок действий при списывании, правило написания прописной буквы и сочетаний жи — ши; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить работу со звуковыми моделями.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за текстом-описанием, выявление выразительных средств при описании. Выполняется фронтально. Текст читает учитель, после чего ученики, перечитывая текст, должны ответить на вопросы и найти в тексте слова, которые помогают представить внешность котёнка (белый, как моток шерсти; пушистый, кругленький; с синими, как весеннее небо, глазами). Характеризуя повадки котёнка, важно обратить внимание не только на то, что котёнка звали Тишка, потому что он умел тихо подкрадываться, но также на то, к чему он подкрадывался: к мышам (значит, охотник), к клубкам разноцветных ниток (любит поиграть), рыбе на сковородке (может, подкравшись тихо, стащить эту рыбу). В результате анализа текста ученики должны прийти к выводу, что описание может включать не только перечисление каких-то внешних признаков, но также указание на привычки и характер. Рекомендуется сравнить этот текст с текстами-описаниями из предыдущих уроков, например, с текстом из упр. 3 урока 12, где ученики знакомились со сравнением.
Упражнение 2 (речь) — сравнение информации, полученной в результате преобразования рисунка в текст, с авторским описанием. Выполняется фронтально. Сначала ученики предлагают свои варианты описания кота, изображённого на рисунке, учитывая рекомендации включать в описание не только внешность, но и особенности характера. Затем учитель читает текст М. Харитонова и предлагает ученикам определить характер кота (возможно, ученикам потребуется вторичное прочтение текста или самостоятельное чтение про себя). Учителю рекомендуется выписывать на доске использованные при описании кота выразительные средства, которые назовут ученики, например: бродячий кот, как маленький тигр, отовсюду гнали, говорили «Брысь!», на одном месте ему было неинтересно, любил, чтобы было интересно. Затем организуется сравнение описания внешности и повадок котов из упр. 1 и 2. Важно, чтобы ученики увидели возможность передать внешность и характер того, о ком говорится, при помощи выразительных языковых средств.
Упражнение 3 (язык) — отработка порядка действий при списывании и повторение правила написания прописной буквы. Рекомендуется предложить это упражнение для самостоятельной работы всем учащимся.
Упражнение 4 (язык; если осталось время) — повторение правила правописания сочетаний жи — ши. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Упражнение 5 (язык; трудное) — повторение работы со звуковыми моделями и на этой основе формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с преобразованием моделей для решения задач; закрепление умения задавать вопросы к словам. Так как приведённые модели и слова, им соответствующие, достаточно сложны для анализа, учитель самостоятельно определяет, в какой форме — фронтально или самостоятельно — будет проведено упражнение. Учитель обращает внимание на то, что задуманы сочетания слов — их модели помещены на одной строчке. Правильно выполненное задание: котёнок Тишка, большая голова. К найденным словам ученики задают соответствующие вопросы.
Упражнение 6 — отработка порядка действий при списывании. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков с учётом темпа работы учащихся.
Ваш комментарий к уроку