Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Речевая ситуация просьбы и выбор для успешного решения коммуникативной задачи. Закрепление умения выбирать слова по заданному признаку
Задачи урока: анализировать речевую ситуацию просьбы и выбирать для успешного решения коммуникативной задачи адекватные языковые средства; закрепить умение выбирать слова по заданному признаку (определение ударного гласного в слове); повторить правило постановки знаков препинания в конце предложения; отработать порядок действий при списывании и анализ звукового состава слова.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за текстом, в котором высказывается просьба. В процессе обсуждения ученики должны высказать аргументы, способные убедить собеседника выполнить просьбу. Рекомендуется не предлагать ученикам вариантов ответов, так как их высказывания (аргументы) будут свидетельствовать об уровне понимания той ситуации, которая представлена в тексте. Если, по мнению учителя, ответы учеников будут достаточно поверхностными или однозначными, следует «озвучить» позицию мамы и привести её аргументы: «Но ты же всё время в школе: сначала учишься, а потом занимаешься в секции. Кто будет ухаживать за щенком?», «Я бы согласилась, но ведь ты, к сожалению, даже за собой не убираешь и не моешь посуду, когда поешь. Что же будет с собакой?», «Да, собака, конечно, красивая. Но ведь с ней нужно гулять, причём рано утром, а я тебя даже в школу не могу разбудить» и т. п. Такие вопросы стимулируют речевое творчество учеников в конкретной ситуации общения, требуют от них не только выбора необходимых аргументов, но, возможно, и переосмысления всей ситуации. Если учитель оценивает уровень развития учащихся класса как достаточно высокий, рекомендуется продолжить диалог (учитель озвучивает аргументы мамы — «против») до тех пор, пока ученики не откажутся от своей просьбы или, наоборот, не представят достаточно веские аргументы, чтобы слушающий согласился. Подобная работа не только призвана формировать навыки речевого общения, но также демонстрирует ученикам необходимость учитывать мнения и чувства других людей (формирование эмпатии, сопереживания как одного из личностных универсальных учебных действий).
Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги наблюдения и формирует правило речевого общения.
Упражнение 1 (речь) — наблюдение за примерами высказываний в целях распознавания просьбы или приказа. Выполняется фронтально. Предложения ученики читают про себя. В классах с невысоким уровнем подготовленности после чтения учениками про себя учитель выразительно читает каждое предложение. В процессе обсуждения рекомендуется выписать на доске предложения, которые содержат просьбу, предложить ученикам снова прочитать их. Если позволяет время, следует смоделировать ситуации, где можно употребить выписанные предложения.
Упражнение 2 (язык; если осталось время) — закрепление умения выбирать слова по заданному признаку (ударный гласный в первом слоге). Форму проведения (фронтально или самостоятельно) определяет учитель; в классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Возможные варианты слов: милая, мамочка, очень, рыжий, ухо, чёрное. При выполнении упражнения важно, чтобы ученики не называли слова мне, он, весь, я, так как в данных словах всего один слог.
Упражнение 3 (язык; работа в парах) — повторение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Рекомендуется для проведения только в тех классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка. В этом случае необходимо, чтобы учитель чётко произнёс предложения с различной интонацией.
Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.
Упражнение 5 (язык) — повторение анализа звукового состава слова. Рекомендуется для выполнения в классах, где ученики испытывают трудности в проведении звукового анализа. В скороговорке регулярно повторяется звук [ш], в слове сапожки он обозначен буквой ж.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 32, 33)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — написание строчной буквы о снизу, отработка написания за одно движение двух букв или элемента буквы и последующей буквы. Сочетание букв по можно предложить прописать за одно движение. В конце строки можно предложить учащимся попробовать написать за одно движение буквосочетание по и соединительный штрих после буквы о. Во время работы с буквосочетанием то не стоит предлагать прописывать букву т за одно движение, лучше предложить по-прежнему писать эту букву за три движения (это поможет учащимся не путать буквы п и т). На свободной строчке можно потренироваться в безотрывном написании буквосочетаний со, по, а также в написании за одно движение этих буквосочетаний и соединительного штриха после буквы о. Также целесообразно использовать эту строчку для отработки соединений, внутри которых учащиеся допускают ошибки, или для дифференциации буквосочетаний по и то.
Упражнение 3 — повторение функции йотированных букв я, е, ё, ю. Выполняется письменно, самостоятельно с обязательной последующей фронтальной проверкой. На каждом уроке педагог учит детей рациональным приёмам работы, поэтому и здесь, прежде чем выписывать слова, лучше их подчеркнуть или особым образом отметить, например так: Должны быть подчёркнуты слова маяк, каюта, юнга, ягода, ёжик, енот, яхта, юбка, юмор.
Возможная ошибка. Учащиеся могут решить, что в словах ель, льёт, вьюга, якорь звуков больше, чем букв. Эта достаточно типичная ошибка связана с тем, что в этих словах есть буква, обозначающая два звука, на которую и могут обратить внимание учащиеся, не заметив при этом наличия в этих словах буквы, не обозначающей звука (ь).
Дополнительное задание. Сначала выписать из упражнения слова, в которых букв больше, чем звуков (пять, зверь), а потом подобрать несколько своих примеров таких слов. После выполнения задания его нужно обязательно проверить, учащиеся должны аргументировать свой ответ.
Упражнение 4 — развитие внимания к месту ударения в слове в процессе наблюдения над омографами, встретившимися в стихотворении. Сначала целесообразно предложить учащимся самостоятельно прочитать стихотворение, подчеркнуть нужные слова, поставить в них знак ударения; потом предложить хорошо читающему ученику прочитать стихотворение вслух. Встретившиеся омографы анализируются. После фронтального разбора по усмотрению учителя найденные пары слов могут быть записаны в рабочую тетрадь: ворона — ворона, сорок — сорок.
Вторая часть задания по составлению звуковых моделей слов ворона и сорока выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
Результат работы:
В ходе проверки важно попросить объяснить, в чём причина ошибки у тех учащихся, которые составили неверные модели.
Возможная трудность. Учащиеся могут не обратить достаточного внимания на такую качественную характеристику согласных, как звонкость-глухость. В слове ворона первый и пятый звуки — звонкие согласные, а не глухие, в отличие от слова сорока, что и должно найти отражение в модели.
Дополнительное задание. Вспомнить и записать слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
Упражнение 5 — отработка правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения:
пись-мо, ще-но-чек, боль-шая, ста-ру-шка (ста-руш-ка), маль-чик, ко-ло-коль-чик, ху-день-кий, зер-ка-ло, чай-ник, объ-езд, пла-тье
Возможная ошибка. Учащиеся могут записать следующий вариант переноса: боль-ша-я, разделив слово не для переноса, а на слоги. В этом случае ещё раз напомнить, что деление для переноса иногда не совпадает с делением на слоги: одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.
Дополнительный вопрос. Почему слова очень, олень, улей, осень, стая, которые состоят из двух слогов, нельзя разделить для переноса?
Упражнение 6 — закрепление сведений о родственных словах. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно записать нужные слова на свободных строчках с последующим коллективным обсуждением.
Вариант выполнения. В слабом классе можно предложить открыть учебник на с. 79 и с опорой на материал рубрики «Обрати внимание» самостоятельно вписать пропущенные слова.
Упражнение 7 — отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Работа с этим упражнением проводится в два этапа. Сначала учитель просит учащихся объяснить значения второго, третьего и четвёртого слов в столбике, используя при этом первое слово столбика: водичка — ласковое название воды, водный — относящийся к воде, например, транспорт, водяной — живущий в воде. Толкование каждого слова позволит выделить общую часть и почувствовать сходство и различия в значениях. После фронтальной устной работы учащиеся самостоятельно подчёркивают общую часть и ставят ударение. После постановки ударения важно назвать слова с ударным гласным в подчёркнутой (общей) части. В первой группе это слово водный; во второй — свет, светлый; в третьей — зимний, зимушка; в четвёртой — горка, горный.
Дополнительные задания
1. Как называют слова, записанные в каждом столбике?
2. Списать одну-две группы родственных слов в тетрадь.
Упражнение 8 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов чего-то, солнца. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.
Дополнительное задание. Осуществить взаимопроверку выполненной работы, сверяя с авторским текстом.
Ваш комментарий к уроку