Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Наблюдение за языком животных. Повторение работы со звуковыми моделями и правило написания прописной буквы

Задачи урока: наблюдать за «языком» животных; на основе текста анализировать этические чувства вины, стыда, совести; повторить работу со звуковыми моделями и правило написания прописной буквы; закрепить умение задавать вопросы к словам.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за «языком» животных на основе текста. Текст и вопросы к тексту читает учитель. Если ученики не могут привести собственные примеры сигналов животных, следует прочитать последний вопрос из задания. В то же время учителю не следует форсировать темп выполнения данного упражнения, так как при анализе поведения животных могут высказаться те из учеников, кто не проявлял активности в обсуждении других тем.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит учеников с «языком» животных и устанавливает различие между сигналами животных и языком людей. Рекомендуется прочитать или пересказать своими словами материал рубрики, но не предлагать для обсуждения данную тему. На первоначальном этапе языкового образования учащихся важно, чтобы они отметили принципиальную разницу между «языками» (это чётко прописано в учебнике): животные не могут говорить, не могут рассказать о прошлом, помечтать о будущем или придумать интересную историю. В то же время важно акцентировать внимание на этических чувствах, в данном случае по отношению к животным: «Все животные понимают, как к ним относятся люди». Именно этот аспект рубрики может стать основой для продолжения беседы.

Упражнение 2 (речь) — обсуждение нравственного содержания и смысла поступка героя стихотворения на основе анализа текста. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Важно, чтобы ученики, отвечая на последний вопрос, опирались не только на текст стихотворения, но также на свой жизненный опыт, на ситуации, проанализированные на предшествующих уроках. Рекомендуется напомнить ученикам стихотворение из упр. 1 урока 20, упр. 1 урока 23, тексты-описания из упр. 1 и 2 урока 31. Очень важно, чтобы в процессе обсуждения ученики проявили сочувствие не только к кошке, но и к герою стихотворения, который, осознав свою вину, мучается угрызениями совести. В то же время ни в коем случае нельзя задавать вопрос: «А поступал ли кто-нибудь из вас так же, как герой стихотворения?» Анализ данной ситуации способствует развитию этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Упражнение 3 (язык; трудное) — отработка умения соотносить буквенный и звуковой образ слова. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением. Возможная трудность связана с анализом слова её, в составе которого 4 звука и 2 буквы. Правильный ответ: день, её, дверь.

Дополнительные вопросы. Что можно сказать обо всех этих словах? (В них количество звуков не совпадает с количеством букв.) В каких словах звуков меньше, чем букв? (День, дверь.) Что можно сказать о слове её? (В этом слове звуков в два раза больше, чем букв.)

Упражнение 4 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется аналогично упражнениям из предшествующих уроков.

Упражнение 5 (язык; трудное) — повторение правила написания прописной буквы. Рекомендуется для самостоятельного выполнения сильным ученикам. При фронтальной работе учитель выписывает слова на доске и комментирует правило написания прописной буквы.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 34, 35)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — тренировка в написании строчной буквы о и в написании линии сложной и длительной траектории. Работа на первых двух строчках выполняется учащимися самостоятельно. Написание слова гол сначала разбирается на доске. Не стоит предлагать учащимся писать всё слово за одно движение. Целесообразно за первое движение написать буквосочетание го и соединительный штрих, после этого сделать паузу, оторвав ручку от тетради, а потом прописать букву л. Очень важно обратить внимание класса на точку начала написания буквы л, это поможет предупредить ошибки соединения, например, такие:

Содержание работы на свободной строчке учитель определяет исходя из особенностей класса.

Упражнение 3 — отработка написания словарных слов дорога, до свидания, ребята, медведь, город, собака. Проводится в два этапа. Сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы: учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово. После этого ученики самостоятельно работают с предложениями. При проверке нужно попросить в предпоследнем предложении поставить ударение в слове дорога.

Вариант выполнения. Если уровень подготовки класса невысок, то эту работу необходимо организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов, чтобы было понятно, какая буква должна быть вписана. Лишь после проговаривания слова буква называется и вписывается. Перед записью в предложения слова также проговариваются орфографически.

Дополнительное задание. Записать слово дорога в рабочую тетрадь дважды, подумать, какие возможны варианты постановки ударения. Объяснить значение слова дорога. Придумать и записать предложение с этим словом.

Упражнение 4 — наблюдение за значением фразеологизмов; умение выбрать нужный фразеологизм в соответствии со смыслом предложения. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся объясняют значения устойчивых сочетаний слов: считал ворон, мастер на все руки, клевал носом. Затем работа продолжается самостоятельно: от фразеологизма проводится линия к выбранному предложению, после чего учащиеся вписывают фразеологизм в предложение. После окончания письменной работы с упражнением учащиеся ещё раз объясняют значения фразеологизмов в записанных предложениях.

Дополнительное задание. Заменить устойчивое сочетание слов в предложении одним словом, например: «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и считал ворон» = «бездельничал» и т. п. Ответить на вопрос: «Какое из предложений — с фразеологизмом считал ворон или со словом бездельничал — более яркое, выразительное?»

Упражнение 5 — наблюдение за словами, которые обозначают число или количество (термин «имена числительные» не используется). Знакомство с именами числительными вводится с пропедевтической целью, так как учащиеся часто сталкиваются с числами и должны уметь грамотно записать их с помощью букв. При этом в подаче материала вводится определённое ограничение: рассматриваются простейшие случаи, где орфография не расходится с орфоэпией (два, три, пять, шесть, семь). Учитель просит вспомнить текст известной считалки, а чтобы заполнить пропуски, хором сосчитать до пяти, потом до десяти. Затем учащиеся самостоятельно вписывают пропущенные слова.

Упражнение 6 — работа с деформированным текстом. Выполняется аналогично подобным упражнениям в уроках 18, 21, 30, 31. На доске необходимо продублировать материал упражнения, так как этот вид работы труден для первоклассника. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных.

Упражнение 7 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов работы.

Вариант выполнения. В очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Дополнительные вопросы

1. Кто написал книгу «Маугли»?

2. Почему мальчик оказался в волчьей стае?

Ваш комментарий к уроку