Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение за текстом, в котором проявляется сформированная внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. Находить в тексте выражения, характеризующие настоящую дружбу. Ознакомление со словами, которые можно записать цифрамиы
Задачи урока: наблюдать за текстом, в котором проявляется сформированная внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; анализировать речевые формулы приветствия как показатель отношения к собеседнику; находить в тексте выражения, характеризующие настоящую дружбу, использовать их в собственных рассказах о друзьях; знакомить со словами, которые можно записать цифрами (термин «имя числительное» не употребляется); отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) выявляет сформированную внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. В процессе обсуждения текста важно, чтобы ученики обратили внимание на следующее: во-первых, на то, что до каникул оставалось два-три дня (если бы Дениска захотел, он мог бы и не приходить в школу); во-вторых, на реакцию одноклассников, которые искренне обрадовались его возвращению; в-третьих, на оценку ситуации, которую даёт сам герой: он тоже обрадовался тому, что вернулся в школу. Вывод, который должны сделать ученики: Дениска учится в дружном классе.
Упражнение 2 (речь; работа в парах) — анализ высказываний, в которых проявляется отношение к собеседнику. Выполняется в парах только сильными учениками (возможно, параллельно с фронтальной работой над упр. 1). При фронтальном выполнении приведённые в упражнении высказывания могут прочитать хорошо читающие ученики. Важно последовательно обсудить каждое высказывание, учитывая целевую установку задания: решить, произнесут ли подобные слова приветствия настоящие друзья. Следует обратить внимание учеников на те высказывания, которые никогда не следует употреблять при приветствии: а) Ты уже пришёл? Быстро же ты выздоровел; б) Ой! Явился, не запылился!; в) Мог бы ещё поболеть, ведь до каникул всего три дня.
Упражнение 3 (речь) — наблюдение за текстом стихотворения, в котором говорится о настоящей дружбе. Моделирует ситуацию общения, в которой, основываясь на тексте стихотворения, ученики рассказывают о своих друзьях. Текст читает учитель. Очень важно при повторном прочтении или анализе элементов стихотворения выделить высказывания, которые послужат основой для рассказов учеников: друг в беде не бросит; не разлить водой; в полдень или полночь друг придёт на помощь; друг всегда меня сможет выручить. Последние строки стихотворения можно записать на доске перед началом урока, чтобы они стали своего рода эпиграфом: «Нужным быть кому-то в трудную минуту — вот что значит настоящий, верный друг!» Если ученики не знакомы с устойчивым сочетанием не разлить водой, которое употребляют, говоря о настоящих друзьях, учитель называет его сам и выписывает на доске.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за словами, которые можно записать цифрами. Приведённые в рубрике примеры учитель записывает на доске: пять — 5, семь — 7, десять — 10.
Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, которые можно записать цифрами (именами числительными, термин не употребляется).
Упражнение 4 (язык) — закрепление наблюдения. Выполняется фронтально. Запись на доске и в тетрадях: четыре, сто.
Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от уровня подготовленности класса.
Ваш комментарий к уроку