Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Повторение речевых формул извинения. Подготовка к знакомству с орфографическим правилом на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Ознакомление с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне

Задачи урока: повторить речевые формулы извинения; подготовить к знакомству с орфографическим правилом на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила); повторить звуковой анализ слова; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — повторение речевой формулы извинения. Выполняется фронтально. Рекомендуется напомнить ученикам материал уроков 4-6 («добрые слова»), 20 (различные варианты извинения). Ученики могут предложить свои варианты извинения.

Упражнение 2 (язык) — наблюдение за словами, которые слышатся одинаково, но пишутся по-разному; подготовка к знакомству с орфографическим правилом. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске слова спишите и спешите и после прочтения текста снова произносит их, чтобы ученики ещё раз пронаблюдали, что эти слова не различаются на слух.

Рубрика «Давай подумаем» организует обсуждение проблемного вопроса о подборе слов, которые помогут не ошибиться в написании. Так как слова из упр. 2 уже выписаны, рекомендуется после обсуждения записать рядом с ними проверочные: спишите — пишет, спешите — спешка. Следует также обратить внимание учащихся на то, что в юмористических стихотворениях или языковой игре схожие по звучанию, но различные по значению слова использовались с изобразительной целью; однако эти же слова могут вызвать проблемы при их написании.

Рубрика «Тайны языка» пропедевтически знакомит с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Важно помнить, что в 1 классе анализируемое правило не изучается, не отрабатывается и не входит в перечень предметных действий, которыми должны обязательно овладеть учащиеся. Следовательно, учитель должен сосредоточиться на объяснении проблемы и знакомстве с алгоритмом её решения. Следует выписать на доске приведённые в рубрике примеры, продемонстрировать совпадение звучания слов и показать, как можно избежать ошибки при написании. Также следует особо указать, что с данным правилом ученики подробно познакомятся во 2 классе.

Упражнение 3 (язык; если осталось время) — самостоятельная запись слов с безударным проверяемым гласным в корне на основе знакомства с материалом рубрики. Выполняется в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Прежде чем ученики запишут слова, необходимо обсудить, какое из приведённых в рубрике слов является проверочным для спеши, а какое — для спиши. Не рекомендуется приводить дополнительные примеры.

Упражнение 4 (язык) — повторение звукового анализа слова и работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения с теми из учеников, кто испытывает трудности в выполнении подобных заданий. Слову ошибка соответствует схема справа.

Упражнение 5 (язык; если осталось время) — наблюдение за словами, имеющими несколько значений, с опорой на юмористические рисунки. Выполняется в классах с высоким темпом работы. Также рекомендуется для обязательного выполнения (возможно, на следующем уроке) с учениками, испытывающими трудности в усвоении русского языка (с теми, для кого русский язык неродной). В этом случае учитель сам должен привести примеры употребления слов в разных значениях.

Подвести (подвела). 1. Приблизить к чему-либо. Мама подвела Иру к своей любимой картине. 2. Поставить в затруднительное положение. Миша меня подвёл, так как не вернул вовремя книгу.

Пролететь (пролетел). 1. Миновать кого-либо, что-либо. Журавли пролетели над домом. 2. Пропустить нужное место, не остановиться или не повернуть вовремя. Папа в очередной раз пролетел поворот на деревню.

Рубрика «Вспомни» напоминает о словах, имеющих несколько значений.

Ваш комментарий к уроку