Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015

Комментарии к урокам
Ознакомление со значками транскрипции. Повторение звукового анализа

Задачи урока: анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста того, с кем происходит общение; повторить функции мягкого знака; знакомить со значками транскрипции (квадратные скобки, запятая справа над звуком, обозначающая мягкость согласного); повторить звуковой анализ; отработать порядок действий при списывании; продолжить наблюдать за словами, имеющими несколько значений.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) — анализ речевой ситуации, в которой выбор языковых средств обусловлен возрастом того, с кем происходит общение. Текст и вопросы к нему читает учитель. Ученики должны самостоятельно или с помощью учителя сформулировать одно из правил речевого общения, а именно: следует выбирать языковые средства в зависимости от того, с кем происходит общение — с ровесником или взрослым человеком, со знакомыми или незнакомыми людьми. Рекомендуется напомнить материал упр. 3 из урока 20.

Рубрика «Вспомни» напоминает о функциях мягкого знака — показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного. В случае необходимости учитель может привести дополнительные примеры и попросить учеников определить, на что указывает мягкий знак, например: конь, пыль, вьюга, семья, полька, соловьи и т. п.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит со значками транскрипции — квадратными скобками и запятой справа над согласным звуком, обозначающей мягкость согласного.

Обратите внимание. И в 1 классе, и в последующие годы обучения на уроках русского языка не ставится цель научить составлять фонетическую транскрипцию как запись, полно характеризующую каждый звук в слове. Использование значков транскрипции — это методический приём, позволяющий обратить внимание учеников на расхождение звучания и написания, увидеть (а не только услышать) разницу в количестве звуков и букв, составить задания для отработки навыка безошибочного письма. Таким образом, категорически не рекомендуется предлагать дополнительные задания по составлению транскрипций или усложнять языковой материал, так как механическое оформление слова при помощи значков транскрипции не имеет никакого смысла (ученики не владеют знаниями о полных характеристиках звуков, а также о фонетических процессах, которые призвана отразить транскрипция).

Упражнение 2 (язык) — повторение звукового анализа слова и функций мягкого знака. Выполняется фронтально. Учитель выписывает на доске слова день и пенье, предлагает ученикам проанализировать их звуковой состав, рисует или составляет звуковую модель и, если уровень подготовленности класса позволяет, записывает транскрипцию:

Обратите внимание. При записи транскрипции одним из проблемных вопросов для школьной практики является запись звука [э] в безударной позиции. Согласно правилам, записи транскрипции звук [э] фиксируется только под ударением, в безударных позициях выступают звуки, близкие к [и]. Однако — и это в очередной раз подтверждает, что фонетическая транскрипция используется в школе в первую очередь с методической целью, а не с целью отразить фонетические явления, — в начальной школе можно и в безударных позициях записывать звук [э], так как, например, в слове пенье передать последний гласный как [и] невозможно (его там и нет). Тем более невозможно и категорически не рекомендуется вводить в практику изучения русского языка в начальной школе специальные фонетические значки [ь] (ерь) и [ъ] (ер), обозначающие степень редукции гласных [а], [о], [э], [и].

Упражнение 3 (язык) — составление фонетической транскрипции слова. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся может не проводиться. В остальных классах проводится фронтально: учитель открывает квадратные скобки и просит учеников последовательно называть звуки, уточняя, мягким или твёрдым является согласный звук. Запись на доске: [л’имон] — лимон, [торт] — торт.

Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.

Упражнение 5 (язык; если осталось время) — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.

Рубрика «Вспомни» подводит итог наблюдения.

Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 40, 41)

Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.

Упражнение 2 — написание первых двух элементов строчной и заглавной букв ф, Ф за одно движение. На третьей строчке целесообразно отработать написание букв ф, Ф с использованием отработанного на предыдущих строчках единого написания начальных элементов, при этом не стоит предлагать прописывать эти буквы за одно движение. При написании строчной буквы ф второй овал целесообразно теперь писать, как строчную букву о с использованием нижнего способа написания, предложив учащимся за одно движение написать ещё и соединительный штрих. На четвёртой строчке можно отработать написание буквосочетаний, первой буквой в которых идёт строчная ф. Лучше, если учащиеся сами будут предлагать буквосочетания для записи, при этом особенности соединения сначала разбираются на доске, а потом учащиеся записывают буквосочетание в тетрадь.

Упражнение 3 — наблюдение за группами родственных слов, отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Выполняется письменно, фронтально. Учитель организует наблюдение за тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в этом же корне в составе однокоренного слова. Можно продублировать этот материал на доске. В каждой паре слов, где возможно, ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов, обратить внимание на сходство значения. Учитель просит в каждой паре называть слова, которые не требуют проверки на письме.

Возможные ошибки связаны с постановкой знака ударения в односложных словах. В этом случае стоит ещё раз напомнить учащимся, что знак ударения в таких словах не ставится, так как место ударения очевидно.

Упражнение 4 — наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, и буквенной записи этого же слова. Выполняется фронтально, поскольку упражнение может быть отнесено к трудным. Впервые вводится новая запись звуков с помощью транскрипции. Начинается выполнение с разбора первой строки. Учитель напоминает детям, что во втором столбике нарисована привычная для них модель слова тигр, в третьем столбике дана транскрипция этого же слова (при этом необходимо обратить внимание на способ обозначения мягкости согласного), в четвёртом столбике слово записано буквами. Во втором случае учащиеся делают буквенную запись слова торт, это не должно вызвать никаких сложностей. Далее нужно записать транскрипцию слов луг [лук] и лук [лук]. При сравнении буквенной и звуковой записей слова луг ученики должны обратить внимание на несовпадение последнего звука и обозначающей его буквы.

Упражнение 5 — отработка умения читать транскрипцию и делать на её основе буквенную запись, передавая мягкость согласных с помощью гласных букв и ь. Выполняется фронтально, с поочерёдным выходом учащихся к доске. Учитель обращает внимание детей на то, что надо быть внимательным при за пи си имён собственных.

Правильно выполненное задание:

Дополнительный вопрос. Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв?

Упражнение 6 — отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой.

Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией.

Дополнительное задание. Одно из предложений после предварительной подготовки записать по памяти.

Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Объём выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Важно при этом оказать помощь слабым учащимся, предупредить случаи побуквенного списывания. Для этого можно вместе с учащимися слова собирались, отправить, произойти, исполнялось разделить на слоги, проведя под словами слоговые дуги.

Возможные трудности. Чтобы предупредить ошибки в написании слов настало, кончились, к бабушке, до отъезда, исполнялось, целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти эти слова, подчеркнуть их, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание.

Ваш комментарий к уроку