Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации поздравления. Наблюдение за текстами поздравительных открыток. Обучение восстанавливать правильную последовательность предложений в деформированном тексте
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию поздравления; наблюдать за текстами поздравительных открыток; учиться восстанавливать правильную последовательность предложений в деформированном тексте; повторить функции мягкого знака; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации поздравления. Выполняется фронтально. Ученики читают примеры поздравлений из упражнения и выбирают тот, который в большей степени отвечает правилам речевого поведения. При обсуждении поздравлений с учениками следует отметить: несмотря на то, что общаются друзья, всё же слова Вот, держи, это тебе при вручении подарка являются не очень вежливыми. Учитель может предложить ученикам привести свои примеры поздравления.
Рубрика «Обрати внимание» формулирует правило речевого поведения.
Упражнение 2 (речь) — наблюдение за текстами поздравительных открыток с целью различить текст на готовой открытке и текст, написанный подругой. Выполняется фронтально. Ученики должны не только определить, что подругой Лены написан второй текст, но также прийти к выводу: какой бы красивой ни была купленная открытка, какие бы красивые слова там ни были написаны, всё же человеку гораздо приятнее получить подписанную открытку, в которой сформулированы индивидуальные пожелания.
Упражнение 3 (речь; если осталось время) — моделирование речевой ситуации поздравления, формирование правильного речевого поведения. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Обязательно проводится в классах, где ученики испытывают трудности в изучении и усвоении русского языка (русский язык неродной). В этом случае необходимо именно моделировать ситуации, т. е. предлагать ученикам выступить в роли именинника и его гостей, произносить поздравления, слова при вручении подарка и ответные реплики. В ходе работы учитель корректирует речь учащихся, исправляя ошибки, помогая правильно сформулировать высказывание.
Упражнение 4 (язык) — анализ текста с нарушенным порядком предложений. Выполняется фронтально. Ученики читают текст, после чего в совместном обсуждении восстанавливают правильный порядок предложений. В классах с невысоким темпом работы текст можно не списывать. Если позволяет техническое оснащение класса, то учителю рекомендуется заранее подготовить исправленный текст и после работы учеников вывести его на доску через проектор.
Упражнение 5 (язык; если осталось время) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся.
Ваш комментарий к уроку