Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Ознакомление со словами, которые указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их
Задачи урока: анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, и выявлять в нём ошибки; знакомить со словами, которые указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их (термин «местоимение» не употребляется); повторить звуковой анализ слова и правило переноса слов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — обсуждение текста, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. При выполнении этого упражнения достаточно, чтобы ученики высказались о том, что ни сестра, ни они не поняли, о чём рассказывал мальчик.
Рубрика «Тайны языка» знакомит со словами, которые указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их (термин «местоимение» не употребляется). Следует обратить внимание, что только на этом уроке впервые вводятся термины «предмет» и «признак». Допустимо задать к выделенным словам вопросы.
Предметы: (что?) стол, (кто?) человек.
Признаки: (какой?) большой, деревянный, папин.
На последующих уроках при закреплении умения задавать вопросы к словам учитель может комментировать вопросы, например: «Нужно найти слова, отвечающие на вопросы „какой?", „какая?“, т. е. слова, называющие признаки» и т. п. Однако категорически не рекомендуется требовать от учеников усвоения данных терминов и отрабатывать задания, связанные с нахождением слов, называющих предметы, признаки, действия.
Рубрика «Давай подумаем» на основе текста из упр. 1 организует обсуждение проблемного вопроса. Сначала высказываются ученики, затем следует чтение ответов из упр. 2.
Упражнение 2 (речь; работа в парах) — соотнесение собственного ответа с предложенными и выбор наиболее точного и полного из них. Выполняется фронтально. Для парной работы предлагается только сильным ученикам. Следует подробно разобрать каждый из приведённых ответов. Например, в ответе Игоря содержится оправдание мальчика: Игорь не столько отвечает на вопрос, сколько пытается защитить героя стихотворения. Наиболее полный ответ дан Светой, которая указывает ещё один недостаток речи мальчика, ведущий к непониманию: частый повтор слова с неясным значением — «раз». Учителю важно подвести итог и сообщить ученикам правила речевого поведения: если мы кому-то что-то рассказываем, то важно, чтобы наша речь была в первую очередь точной, понятной, правильно оформленной, так как в противном случае слушающий нас не поймёт.
Упражнение 3 (речь) — сравнение текстов, в одном из которых нарушены правила речевого общения. Выполняется фронтально. Рекомендуется, чтобы тексты прочитали сами ученики. Если техника чтения у детей ещё невысокая, то тексты читает учитель. Затем организуется обсуждение. Учитель предлагает воспользоваться ответами, которые приведены в упр. 2, и использовать их в качестве образцов.
Упражнение 4 (язык; трудное) — повторение звукового анализа слова. Так как упражнение помечено значком «гиря», рекомендуется предложить это упражнение сильным ученикам для самостоятельной работы. Правильный ответ: оружие, ружьё, тяжёлый, объяснит, язык.
Упражнение 5 (язык; если осталось время) — повторение правила переноса слов. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 42, 43)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний аб и ад важно обратить внимание учащихся на то, что овал как элемент букв б и д прописывается снизу. На каждой строчке буквосочетание прописывается пять раз, а на оставшемся месте следует записать слово, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания. Выбранное учащимися слово проговаривается учителем орфографически. Первые две буквы пишутся за одно движение.
Упражнение 3 — отработка умения задавать вопрос к слову, наблюдение за группами родственных слов. Выполняется письменно, в парах. Можно предложить учащимся в парах выбрать, слова какого столбика будет писать каждый из них. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения в ходе фронтальной работы устно задать вопрос к каждому слову. В ходе выполнения упражнения отрабатывается умение находить слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Доказательством служит развёрнутое толкование каждого слова. В ответах учеников должны быть указаны отличительные признаки родственных слов: близость значения и наличие общей части.
Дополнительные задания
1. Дополнить каждую группу родственных слов своими примерами.
2. Списать любую группу слов по выбору в тетрадь.
Упражнение 4 — наблюдение за соотношением транскрипции, звуковой модели и буквенной записи слова. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно объяснить причины ошибок.
Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Учащиеся простым карандашом соединяют транскрипцию слова с соответствующей моделью, а затем уже с буквенной записью. Нарушение последовательности действий может привести к ошибкам. Учащиеся рассказывают о слове, опираясь на модель. Примерный ответ может быть таким: «В слове мел три звука, первый звук — мягкий звонкий согласный, второй звук — гласный, третий звук — твёрдый звонкий согласный» и т. п.
Результат выполнения:
Дополнительное задание. Назовите слова, которые различаются только одним звуком (мел — мель, полка — полька).
Упражнение 5 — осознание правил разборчивой грамотной записи слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова.
Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на с. 122 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.
Упражнение 6 — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, выполняется фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, коротко обсудить, о чём оно, и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по два слова в столбик. Возможные варианты:
Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в третий столбик слово заберётся. В этом случае необходимо ещё раз вернуться к постановке вопроса (что сделает?).
Упражнение 7 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно.
Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в написании слов известно, лучший, проказник, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места. Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает поделить на слоги, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание. Учитель просит также обратить внимание на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений.
Вариант выполнения. В классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчёркнутые места.
Дополнительные вопросы
1. Есть ли в тексте родственные слова? Назовите их.
2. Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне?
Ваш комментарий к уроку