Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение за использованием интонации при общении. Ознакомление со сходными по значению словами и наблюдать за их использованием в речи. Отработка порядка действий при обнаружении опасного места в слове
Задачи урока: наблюдать за использованием интонации при общении; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; знакомить со сходными по значению словами и наблюдать за их использованием в речи (термин «синонимы» не употребляется); отработать порядок действий при обнаружении «опасного» места в слове; повторить правила переноса слов, функции букв ё, ю, правило постановки восклицательного знака в конце предложения; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» предлагает для анализа текст, который может быть произнесён с различной интонацией. Выполняется фронтально. После обсуждения вопроса, понравился ли мальчику костюм клоуна и как это передано на письме, учитель предлагает ученикам самостоятельно перечитать текст: сначала с такой интонацией, которая демонстрирует, что мальчику понравился костюм, а затем с интонацией, демонстрирующей, что костюм не понравился. Если ученики не могут прочитать текст по-разному, учитель сам читает текст. Затем необходимо объяснить ученикам, что интонация, с которой мы разговариваем, иногда лучше слов передаёт наше отношение к тому, о чём мы говорим, поэтому необходимо следить за своей интонацией.
Упражнение 1 (язык) — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Упражнение 2 (язык; если осталось время) — повторение правила постановки восклицательного знака. При выполнении упражнения необходимо опираться на выводы, которые были сделаны в ходе работы с рубрикой «Давай подумаем». Рекомендуется для проведения в классах, где ученики испытывают затруднение в определении интонации предложения и постановке знаков препинания в конце предложения. В остальных классах может не проводиться.
Упражнение 3 (язык) — повторение правил переноса слов и функции букв ё, ю. Рекомендуется выполнить это упражнение тем ученикам, которые испытывают трудности в переносе слов и затрудняются в проведении звукового анализа. В остальных классах может не проводиться.
Упражнение 4 (язык) — наблюдение за словами, имеющими сходное значение (термин «синонимы» не употребляется). Выполняется фронтально. Текст читает учитель.
Рубрика «Обрати внимание» знакомит со словами, имеющими сходное значение. Можно привести дополнительные примеры: ластик, резинка и т. п.
Упражнение 5 (язык) — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места. Выполняется фронтально с опорой на алгоритм из урока 43.
Упражнение 6 (язык) — наблюдение за использованием синонимов. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Не рекомендуется для самостоятельной работы, так как необходимо изменять форму слов, приведённых в подсказках. После чтения текста ученики должны обсудить разницу в значениях слов, приведённых в подсказках, затем, опираясь на текстовые связи, выбрать подходящие по смыслу слова. Варианты: Вова Бутузов хохотал так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как захохочет. Настя... лишь изредка тихо хихикала.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 44, 45)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний ло и зо важно обратить внимание учащихся на то, что буква о прописывается снизу. Как и на предыдущем уроке, буквосочетания прописываются по пять раз, а на оставшемся месте записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания. Отрабатываемое буквосочетание в словах пишется за одно движение.
Упражнение 3 — наблюдение за группами родственных слов. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова), продолжается как самостоятельное (учащиеся выписывают группы родственных слов). В процессе фронтальной работы учащиеся называют родственные слова, аргументируя свои ответы.
Возможная трудность связана с записью слов часы, часовая (мастерская), так как эти слова в стихотворении даны не в начальной форме. При совместном обсуждении на это следует обратить особое внимание.
Дополнительные задания
1. В группах родственных слов (ходики, ходили; будильники, будили; час, часы, часовая) подчеркнуть общую часть, указать место ударения.
2. В каждой из групп назвать слова, в которых ударный гласный входит в общую (подчёркнутую) часть.
Упражнение 4 — сопоставление звуковой и буквенной записи слов, привлечение внимания к звуковой стороне слова. Выполняется самостоятельно с обязательной по следующей проверкой. Правильность выполнения зависит от того, на что будут ориентироваться учащиеся: на звучание слова или только на буквенную запись слов, что, скорее всего, приведёт к ошибкам в выполнении. Один из развивающих эффектов этого упражнения связан с фиксацией внимания учащихся на том, что произношение и написание слова не всегда совпадают.
Результат выполнения:
книжка, нож, шар [ш]
все, улов, встреча [ф]
билет, фильм, герой [и]
Упражнение 5 — закрепление написания сочетаний чк, чн. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить выбор и попросить учащихся самостоятельно вписать нужное слово.
Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на с. 141 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова.
Дополнительное задание. Привести примеры слов на данное правило.
Упражнение 6 — тренировка в образовании слов с сочетаниями чк, чн и отработка написания этих сочетаний. Выполняется письменно, фронтально. Для усиления самоконтроля можно подчеркнуть отрабатываемые буквосочетания.
Упражнение 7 — отработка умения делить слова на слоги и для переноса. До начала работы необходимо обратить внимание учащихся на то, что они должны дать два варианта деления слова: на слоги и для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения:
те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, ак-тёр, бу-фет, кре-сло (крес-ло), пар-тер, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка)
Обсуждение слов афиша и здание можно организовать как проблемную ситуацию: «Петя считает, что эти слова имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?» Учащиеся сами должны сформулировать вывод о том, кто допустил ошибку и в результате чего она возникла.
Упражнение 8 — повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно, самостоятельно. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа — ученики читают предложенные пары слов и обсуждают значение каждого из них. Например:
тюбик — это маленькая трубочка (для клея, пасты), Тюбик — имя художника из известной книги Н. Носова «Приключения Незнайки»; винтик — маленький винт, Винтик — имя и т. д.
Вариант выполнения. Форма организации работы со слабыми учащимися может быть другой: чтобы избежать ошибок, нужно попросить их сначала провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны. Вписывать слова учитель разрешает, только убедившись, что задание выполнено правильно.
Ваш комментарий к уроку