Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Наблюдение за текстами, в которых по-разному описывается одна и та же ситуация. Обучение выявлять смысловые ошибки в тексте
Задачи урока: наблюдать за текстами, в которых по-разному описывается одна и та же ситуация; учить выявлять смысловые ошибки в тексте; повторить правило написания прописной буквы; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места; знакомить с нормами ударения в словах.
Работа по учебнику
Упражнения 1 и 2 (речь) — поиск смысловых неточностей в передаче информации на основе сравнения текстов. Выполняется фронтально. Тексты из обоих упражнений читает учитель. При сравнении текстов ученики должны обнаружить, что Федя не рассказывает о представлении, а описывает театр. Ученики должны посоветовать Феде, как изменить текст: в первую очередь не отвлекаться на описание театра, ведь Федя собирался рассказать о представлении, которое ему понравилось. Во-вторых, рассказать о самом представлении. Следует обратить внимание на рассказ Лены: она действительно делится с подругой своими впечатлениями и даже пересказывает спектакль. Необходимо обратить внимание учеников на то, что при составлении текста важно помнить, с какой целью происходит общение: если ставится цель описать театр, значит, в таком тексте не следует пересказывать представление, если же нужно поделиться своими впечатлениями о представлении, описание театра является лишним.
Упражнение 3 (язык; если осталось время) — повторение правила написания прописной буквы. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места, повторение правописания сочетания чн. Выполняется фронтально. Учитель записывает на доске предложение, слово с пропуском буквы и слова для справок. Ученики должны увидеть, что часто при подборе проверочного слова можно ошибиться, поэтому надо обязательно учитывать значение слова. Затем анализируется слово праздничного. Его также можно выписать на доске с пропуском: празднич...ного или со знаком вопроса в скобках: празднич(?)ного. Если ученики не помнят правило, следует предложить им прочитать рубрику «Обрати внимание» из урока 43.
Рубрика «Давай подумаем» предлагает обсуждение проблемного вопроса. Чтобы обсуждение было конкретным, рекомендуется выписать на доске выделенные слова из рубрики «Обрати внимание», но без знаков ударения (работа проводится при закрытых учебниках).
Рубрика «Обрати внимание» знакомит с орфоэпическими нормами (нормами произношения и ударения) и возможностями уточнения правильного произношения слова. Рекомендуется на последующих уроках, если позволяет время, повторять приведённые в рубрике слова, чтобы ученики запомнили их произношение и правильно употребляли в речи.
Упражнение 5 (язык; работа в парах) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Ударения в выделенных словах: тортов, кремы, позвонишь. Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 46, 47) Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых образцов за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первых двух строчках буквосочетания прописываются по пять раз, после этого записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания, например, гвоздь, гвоздик, гвоздика, герой, гель, герб. На третьей и четвёртой строчках образцы пишутся по пять раз, затем учитель предлагает детям подумать, в каких буквосочетаниях встретятся отрабатываемые образцы. Варианты ответов: ах, аж, аз, ях, яж, яз. Данные буквосочетания записываются.
Упражнение 3 — наблюдение за написанием родственных слов. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой.
Результат выполнения:
лес, лесник, лесная
лиса, лисья, лисица, лисёнок
Перед записью слов в тетрадь важно обратить внимание на то, что слова необходимо записывать в начальной форме. В ходе проверки, учащиеся называют общую часть и указывают на разницу в значениях слов. Учитель организует наблюдение над тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в однокоренном слове.
Дополнительные задания
1. Найти в тексте ещё одну группу родственных слов (старый, старик).
2. В каждой группе родственных слов подчеркнуть общую часть, указать место ударения.
Упражнение 4 — отработка написания словарных слов класс, учитель, ученик, собака, медведь, картина. Выполняется письменно, самостоятельно. После этого осуществляется проверка — учащиеся по цепочке произносят слова с обязательным орфографическим проговариванием. В слабом классе работа с этим упражнением может быть организована по-другому: сначала учащиеся догадываются, что это за слово, затем проговаривают его орфографически, после этого слово вписывается.
Дополнительное задание. Придумать с каждым словарным словом предложение, самое интересное записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя.
Упражнение 5 — закрепление правила написания буквосочетаний жи, ши, чу. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи, ши, чу в написанных словах нужно подчеркнуть.
Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя.
Упражнение 6 — тренировка в правильной постановке ударения в «проблемных» словах. Выполняется фронтально. После этого учащиеся самостоятельно ставят знак ударения в выделенных словах. Учитель на доске записывает эти же слова и просит проверить правильность постановки ударения.
Упражнение 7 — тренировка в написании слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. Выполняется письменно в парах с последующим обсуждением результатов работы.
Дополнительные вопросы
1. Какую работу выполняет ь в словах левого столбика?
2. Что можно сказать о количестве звуков и букв в словах каждого столбика?
Упражнение 8 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Чтобы предупредить ошибки, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть опасные места в словах заходило, солнце, полюбоваться. Слова вечерней, зашелестели, зашептались, лесные, зазвенела, вечерняя поделить на слоги и при списывании обратить на них особое внимание.
Вариант выполнения. В классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой- то его части. После самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на предварительно подчёркнутые места.
Ваш комментарий к уроку