Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021

Тетрадь 2
Занятие 30. имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Цель: формировать умение различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; развивать внимание, мышление, воображение, артистические способности, речь

Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.

Сегодня мы поупражняемся в умении различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Вспомните, как называются слова, обозначающие действия предметов? (Глаголы.) На какие вопросы они отвечают? (Что делает? Что делают? Что сделал? Что будет делать? и так далее.) Приведите примеры глаголов.

Как называются слова, обозначающие признаки предметов? (Имена прилагательные.) На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Приведите примеры имен прилагательных.

Как называются слова, обозначающие предметы? (Имена существительные.) На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?) Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задание 1. В левой колонке даны одушевлённые имена существительные. Впишите в правую колонку родственные неодушевлённые имена существительные.

КТО?

ЧТО?

Работник

Работа

Певец

Пение

Балалаечник

Балалайка

Красавица

Красота

Друг

Дружба

Храбрец

Храбрость

Почтальон

Почта

Рыбак

Рыбалка

Вратарь

Ворота

Лгун

Ложь

Покупатель

Покупка

Задание 2. К имени существительному устно придумайте как можно больше имен прилагательных.

Виноград (какой?)

Примеры. Прозрачный, свежий, сладкий, зрелый, чёрный, зелёный, вкусный, ароматный, полезный.

Стекло (какое?)

Примеры. Мутное, толстое, тонкое, прозрачное, новое, цветное.

Небо (какое?)

Примеры. Высокое, голубое, чистое, мирное, грозовое, темное, звёздное.

Дети (какие?)

Примеры. Воспитанные, шумные, отзывчивые, доброжелательные, умные, аккуратные.

Задание 3. Игра «Путаница». Слева вы видите рисунки животных, справа от них глаголы. Но глаголы не соответствуют рисункам. Исправьте ошибки, соединив линиями рисунок и соответствующий ему глагол.

Задание 4. Образуйте (устно) новые словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного, используя только ласковые слова, по образцу: «Вкусное яблоко — вкусненькое яблочко».

Умный пёс — (Умненький пёсик).

Чистый ковёр — (Чистенький коврик).

Серый заяц — (Серенький зайчик).

Горячий пирог — (Горяченький пирожок).

Жирная утка — (Жирненькая уточка).

Кислый лимон — (Кисленький лимончик).

Жёлтый лист — (Жёлтенький листик).

Мокрый песок — (Мокренький песочек).

Пришло время занимательного привала!

Найдите чашку, у которой точно такой узор, как на кофейнике. Раскрасьте её.

Представьте себя артистами на сцене. С помощью жестов и мимики изобразите следующие действия.

Ты пытаешься найти в своей комнате вещь, которую когда-то сам спрятал и забыл, куда.

Ты очень хочешь пить. Мама налила тебе в чашку чай, но он очень горячий. Ты ищешь способы взяться за чашку.

Ты в гостях за обедом ешь блюдо, которое тебе ужасно не нравится, но ты делаешь вид, что оно очень вкусное.

Тебе на день рождения вручают подарок, о котором ты мечтал полгода.

Твои приятели о чём-то весело шушукаются. Тебе очень хочется узнать, о чём, но так, чтобы они этого не заметили.

Ты собираешь одуванчики, плетёшь из них венок, и очень доволен своей работой.

Возвращаемся к теме урока.

Задание 5. Прочтите предложения. Квадратики под именами существительными раскрасьте красным карандашом, квадратики под именами прилагательными — зелёным, под глаголами — синим.

Мишуткина академия

Задание 1. В каком из слов ударение падает на первый слог? Подчеркните правильный ответ.

Столяр торты начать ломоть

Задание 2. Угадайте метаграммы. Запишите их.

С «Ю» я по воде скольжу,

Ас «Я» на голове сижу.

Ответ: Шлюпка — шляпка.

Задание 3. Переставьте местами буквы, так чтобы получились слова — названия деревьев. Запишите их.

Шактан — ... (каштан).

Сенья — ... (ясень).

Анисо — ... (осина).

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».