Занимательный русский язык - Курс РПС (развитие познавательных способностей) - Методическое пособие для 2 класса - Л. В. Мищенкова 2021
Тетрадь 2
Занятие 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера
Цель: познакомить детей с понятием «качества характера» и многообразием имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных; развивать внимание, слуховую и смысловую память, мышление, речь, пространственную ориентацию, воображение, расширять словарный запас.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши.
Сегодня, ребята, мы поговорим о качествах характера.
Что же такое характер? В переводе с греческого языка это слово означает «особенность», «отличительная черта».
Характер есть у каждого человека и даже у животного. Про одного говорят: «добрый, отзывчивый, веселый, добросовестный», а про другого — «злой, жестокий, бессовестный». Или: «жизнерадостный, общительный, но очень ленивый». Или: «непутевый, бестолковый, но невероятно добрый и щедрый». В каждом человеке есть и положительные (напомню: хорошие), и отрицательные (плохие) качества характера, или, по-другому — черты характера, от которых, несомненно, нужно стараться избавиться.
Называть качества (черты) характера помогают слова, обозначающие признаки предметов (имена прилагательные).
Задание 1. Рассмотрите рисунки. Подберите слова, обозначающие признаки предметов, характеризующие детей.
Ответ: 1. Воспитанный, вежливый, добрый, отзывчивый. 2. Трудолюбивая, хозяйственная. 3. Злой, жестокий. 4. Капризная.
Задание 2. Разделите качества (черты) характера на две группы — на положительные и отрицательные. Проведите соответственно стрелки.
Ответ. Положительные: бережливый, добрый, скромный, доброжелательный, любознательный. Отрицательные: неряшливый, чёрствый, бессердечный, равнодушный, завистливый.
Задание 3. Послушайте пары слов. Каждое второе слово в паре означает черту характера какого-либо сказочного героя, являющуюся одной из самых ярких его черт. Постарайтесь запомнить. Затем, услышав первое слово из пары, вы должны будете назвать второе.
Айболит — заботливый.
Мальвина — воспитанная.
Карлсон — озорной.
Золушка трудолюбивая.
Кот в сапогах — хитрый.
Маугли — ловкий.
Старуха Шапокляк — вредная.
Буратино — доверчивый.
Дюймовочка — милая.
Карабас Барабас — жестокий.
Принцесса на горошине — изнеженная.
Матроскин — хозяйственный.
Задание 4. Подчеркните «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
а) Отзывчивый, любезный, нежный, грубый. (Является отрицательным качеством, остальные — положительные.)
б) Доброжелательный, лживый, безответственный, ленивый. (Является положительным качеством, остальные — отрицательные.)
в) Сообразительный, надёжный, энергичный, светловолосый. (Не является чертой характера.)
г) Остроумный, вежливый, зелёный, чёрствый. (Не является чертой характера.)
Пора отдохнуть. Занимательный привал!
Отгадайте загадку.
Куплю я цветы
И поставлю их сразу
В красивую очень
Хрустальную ... (Вазу).
Выполните графический диктант.
От точки проведите линию на две клетки влево; на одну клетку вниз; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку вниз; на две клетки вниз наискосок справа налево; на две клетки вниз; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на две клетки вправо.
Закончите рисунок. Раскрасьте вазу.
Возвращаемся к теме занятия.
Задание 5. Измените слово по образцу.
КАКОЙ? |
КТО? |
Упрямый |
упрямец |
Неряшливый |
неряха |
Чудаковатый |
чудак |
Глупый |
глупец |
Добрый |
добряк |
Озорной |
озорник |
Лживый |
лжец |
Хитрый |
хитрец |
Ловкий |
ловкач |
Грубый |
грубиян |
Занудливый |
зануда |
Задание 6. Назовите несколько черт характера, которые есть лично у вас. Положительные они или отрицательные?
Мишуткина академия
Задание 1. Отгадайте метаграммы. Запишите их.
Мне не пройти в ветвистый лес —
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С —
И листья леса все завянут.
Ответ. Олень — осень.
Задание 2. На какую букву в современном русском языке не могут заканчиваться слова? Подчеркните правильный ответ.
Ё Й Ъ Ы Ь
Задание 3. Название какого сорного растения состоит из трёх предлогов? Подчеркните правильный ответ.
Осот лебеда пырей мокрица
Ответ. Осот (о-с-от).
«Возьми, на заметку!»
Непростая кругом красота:
Есть на свете — цветы и цвета.
Словом, кругом идёт голова —
Так друг с другом созвучны слова.
Ведь среди всевозможных цветов
Есть цветы всевозможных цветов...
Будь готов к разноцветию ты —
И не путай цвета и цветы!..
С. Белорусец
Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».