Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Имя прилагательное

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за употреблением имени прилагательного в функции сказуемого; повторить изученные признаки имени прилагательного.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» помогает ответить на вопрос: может ли имя прилагательное выполнять в предложении роль сказуемого? Ученики должны дать положительный ответ (термин «составное именное сказуемое» не вводится, однако учитель должен обратить внимание на глаголы-связки).

Упражнение 1 — определение в предложениях сказуемого, выраженного именем прилагательным; выделение грамматической основы. При выполнении упражнения ученики должны использовать известный им алгоритм нахождения главных членов предложения, а в случае затруднений — применять приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут). Предложения с прилагательными-сказуемыми: «Букет (был, будет) красивый». «Мой брат (был) маленький». «Музыка (была, будет) тихая».

Упражнение 2 (работа в группе) — тренировка умения использовать приём классификации и распределения языковых явлений по группам. Проводится в классах с высоким уровнем подготовки. Сначала учитель должен выяснить, как учащиеся поняли задание: что нужно записать в левый столбик, а что — в правый (грамматические основы). Сочетания «прилагательное + существительное»: (на) горных лугах, (из) овечьей шерсти, грозные собаки, кавказские овчарки. Грамматические основы предложений (подлежащее + сказуемое): рога крутые, витые, крепкие; шерсть кудрявая, мягкая, тонкая; одежда тёплая и красивая. Затем ученики должны установить, что именами прилагательными выражены однородные сказуемые.

Упражнение 3 (по выбору) — закрепление материала темы «Имя прилагательное». Выполняется фронтально; сильным ученикам может быть предложено для индивидуальной или групповой работы.

Упражнение 4 (по выбору) — определение содержания и цели задания. Рекомендуем провести во всех классах: в слабых — с комментариями учителя, в сильных — с объяснением учащихся. Самое важное при выполнении этого упражнения — помочь ученикам сформулировать задание, которое было предложено Наташе (девочка должна была определить род, число и падеж прилагательных), и обнаружить ошибки, допущенные ученицей: лесной поляной (неправильно указан падеж: Р. п. вместо Т. п.), туманную ночь (неправильно указан падеж: И. п. вместо В. п.). Исправленные сочетания записываются в тетрадь по образцу.

Словарная работа. Орфографический диктант. Диктуемые слова: пшеница, погода, календарь, картофель, беседа, ботинки, помидор, сапог, когда, лучше.

Ваш комментарий к уроку