Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016
Комментарии к урокам
Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие
Правописание
Задачи урока: познакомить с системой падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, тренировать записывать безударные окончания имён существительных.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями падежных окончаний существительных на -ий, -ие, -ия. Наводящие вопросы: во всех ли падежах окончания слова линия совпадают с окончанием слова земля? В каких падежах окончания слова станция не соответствуют окончаниям опорного слова 1-го склонения земля? В каком падеже окончание слова гербарий отличается от окончания слова стол? В результате наблюдения учащиеся должны сделать вывод, что слова на -ий, -ие, -ия имеют особую систему окончаний.
Обратите внимание. Во время работы с рубрикой следите за правильностью называния учащимися окончаний в словах. Ошибки могут быть вызваны тем, что, следуя за формулировкой «слова на -ий, -ие, -ия», учащиеся могут не увидеть, что в словах на -ий — нулевое окончание, в словах на -ие — окончание -е, в словах на -ия — окончание -я.
Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты работы с предыдущей рубрикой.
Упражнение 1 — первичное закрепление правила написания безударных окончаний слов на -ий, -ие, -ия в предложном падеже. Выполняется фронтально письменно. Перед началом работы учитель просит рассказать, какой буквой будет обозначено безударное окончание слов на -ий, -ие, -ия в предложном падеже.
Упражнение 2 — орфографический тренинг написания безударных окончаний слов на -ий, -ие, -ия. Выполняется фронтально письменно. Работающий у доски ученик подробно комментирует свои действия, обосновывая выбор буквы.
Возможная ошибка. Неправильный выбор окончания в слове третьего предложения: в путешествии. Эта ошибка может быть связана с неверным определением падежа имени существительного.
Помощь. Учитель просит задать вопрос, определить падеж и вспомнить, какое окончание пишется в данном падеже: отправились (во что?) в путешествие — винительный падеж, окончание -е.
Упражнение 3 (трудное) — повторение сложных случаев написания окончаний имён существительных множественного числа. Выполняется письменно в парах с последующей проверкой. Учитель просит в случае затруднений обязательно поднимать руку и задавать вопрос.
Возможная трудность. Образование формы родительного падежа множественного числа слов цапля и капля.
Помощь. Учитель записывает на доске ряд: цапля — цапли — цапель; капля — капли — капель.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — поиск существительных, которые не подчиняются общему правилу написания окончаний. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Должны быть подчёркнуты слова: армия, фамилия, профессия, движение, линия, занятие, собрание, санаторий, планетарий.
Дополнительное задание. Записать подчёркнутые слова на -ий, -ие в форме предложного падежа, слова на -ия — в формах дательного и предложного падежей.
Упражнение 2 — повторение знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется самостоятельно. Перед проверкой учитель просит рассказать, какое правило пришлось вспомнить. Если класс затрудняется в выборе отгадки, учитель сообщает ответ: вода.
Упражнение 3 — развитие навыка контроля, отработка правописания окончаний существительных на -ий, -ие, -ия. Выполняется фронтально. Перед выполнением учитель напоминает учащимся, что все ошибки, которые предстоит найти, связаны с изучаемым на уроке правилом. Учащиеся по цепочке читают предложения, называют слова, в которых есть ошибка в написании окончаний, обосновывают правильный выбор буквы, неверное окончание зачёркивают, верное вписывают. После завершения работы учитель просит назвать только те слова, в которых были исправлены окончания. Очень важно исправить все ошибки, так как в качестве домашнего задания будет предложено списать данный текст в тетрадь.
Словарная работа. Составить и записать предложения со словами ботинки, помидор, сапог, когда, лучше.
Дополнительная работа.
1. Перенести в тетрадь и заполнить таблицу задания 16 теста «Проверь себя» на с. 64 тетради «Учусь писать без ошибок». Работа выполняется фронтально.
2. Списать с доски словосочетания, дописывая окончания:
тетрадь по истори.., обвести по лини.., подумать о задана..., отдыхать в санатори.., мечтать о путешестви.., идти по алле.., загорать на солнц..., побывать в Грузи..., выставка в музе..., думать о геро..., подъехать к станци..., говорить о стату... .
Сложность задания заключается в том, что учащиеся всё время должны определять, подчиняется слово с пропущенным окончанием общему правилу или же окончание в этом слове пишется по специальному правилу.
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 3 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку
Урок 116. Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие
Правописание
Задачи урока: закрепить систему падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, тренировать умение записывать безударные окончания имён существительных.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка написания безударных падежных окончаний имён существительных, стоящих в форме предложного падежа. Выполняется фронтально письменно. Перед началом работы учитель просит прочитать все слова первой группы и определить, какие вопросы могут быть заданы от этих слов и, соответственно, в форме какого падежа будут стоять слова второй группы. Учащиеся легко смогут установить, что от слов первой группы нужно задать вопросы о ком?, о чём?, следовательно, подобранные слова будут стоять в форме предложного падежа. После этого следует повторить окончания предложного падежа: у существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание -е, у существительных 3-го склонения и у существительных на -ий, -ие, -ия — окончание -и. Подобная подготовительная работа поможет избежать ошибок в написании безударных окончаний.
Упражнение 2 — закрепление системы падежных окончаний существительных на -ий, -ие, -ия. Выполняется в парах.
Возможные ошибки. Вместо нулевого окончания в словах на -ий в именительном и винительном падежах учащиеся выделяют -ий; как окончания слов на -ие, -ия отмечают две буквы (падежные окончания: -е, -я; -я, -и; -ю, -и; -е, -ю; -ем, -ей; -и, -и).
Упражнение 3 — отработка системы падежных окончаний существительных; различение существительных, окончания которых пишутся по общему правилу, и существительных, окончания которых подчиняются особому правилу. Выполняется письменно самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Один из учеников самостоятельно работает у доски. После проверки записи на доске в случае необходимости, учащиеся вносят изменения в свои записи в тетрадях.
Запись на доске:
Упражнение 4 (по выбору) — обоснование написания падежных окончаний. Выполняется фронтально письменно.
Образец рассуждения учащихся. Все однородные члены первого предложения стоят в форме предложного падежа — побывал (в чём?) в Африке, в Америке и т. д.; при этом можно выделить два типа окончаний: слова Африка, Америка, Европа — имена существительные 1-го склонения, в предложном падеже пишется окончание -е; слова Австралия, Азия — имена существительные на -ия, в предложном падеже у этих слов пишется окончание -и. Учащиеся должны доказать, что однородные члены стоят в форме одного и того же падежа, но относятся к разным склонениям (например, Китай, Аргентина) или к особой группе слов на -ий, -ие, -ия (например, Австралия, Азия).
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — отработка системы падежных окончаний существительных на -ий, -ие, -ия. Слова история и гербарий записываются фронтально, оставшиеся слова — самостоятельно. Перед началом работы над упражнением учитель просит вспомнить, в каких падежах проявляется и в чём выражается особенность окончаний существительных на -ий, -ие, -ия. Данное упражнение целесообразно предложить перед выполнением упр. 2 учебника.
Упражнение 2 — комплексное повторение изученных орфограмм. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой: учащиеся доказывают выбор буквы, указывают место, тип орфограммы и способ проверки.
Упражнение 3 — повторение правописания словарных слов. Выполняется самостоятельно. Учитель напоминает, что в случае сомнений в написании слова нужно оставить пропуск. После проверки, во время которой учащиеся по цепочке орфографически произносят слова и называют вставленную букву, проводится словарный диктант.
Упражнение 4 — отработка написания безударных падежных окончаний. Выполняется фронтально. Отвечающий ученик сначала читает предложение молча, потом вслух, ставя слово, данное в скобках, в нужную форму и доказывая выбор окончания в слове. В качестве домашнего задания можно предложить списать текст с проверенным в классе написанием слов в тетрадь.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, под руководством учителя работают с упр. 124 в тетради «Учусь писать без ошибок»; остальные — самостоятельно, выполнив сначала задание, предложенное на доске.
Задание на доске.
1. Что можно сказать о существительном, если известно, что в форме дательного падежа единственного числа у него окончание -ю, а в форме предложного падежа единственного числа — окончание -и?
2. Что можно сказать о существительном, если известно, что в форме предложного падежа единственного числа у него окончание -и?
3. Что можно сказать о существительном, если известно, что в форме родительного, дательного, предложного падежей единственного числа у него окончание -и?
4. Что можно сказать о существительном, если известно, что в форме дательного и предложного падежей единственного числа у него окончание -е?
Перед началом выполнения задания учитель предупреждает, что на некоторые вопросы можно дать несколько ответов.
Примерные ответы.
1. Это слово на -ий или на -ие.
2. Это может быть слово 3-го склонения или слово на -ий, -ие либо -ия.
3. Это может быть слово 3-го склонения или слово на -ия.
4. Это слово 1-го склонения.
Словарная работа. Словарный диктант. После проверки правильности выполнения упр. 3 тетради «Пишем грамотно» (№ 2) учитель диктует данные в упражнении словарные слова.
Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 4 тетради «Пишем грамотно».
Ваш комментарий к уроку