Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

Правописание

Задачи урока: отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» ещё раз обращает внимание на то, что окончание зависит не от значения слова, а от склонения. Наблюдение за предложенными в рубрике парами слов помогает учащимся убедиться, что окончание — грамматическая категория, у родственных имён существительных (таких, например, как постель — постелька, ель — ёлка) — разные окончания, так как эти существительные относятся к разным склонениям.

Вторая часть рубрики содержит проблемный вопрос, актуализирующий знания учащихся о разных способах передачи буквами безударного звука [и] в окончаниях существительных. Учащиеся вспоминают, что безударный звук [и] может быть обозначен буквой и или е. Для правильного выбора буквы надо знать, к какому склонению относится существительное и подчиняется ли оно общему правилу.

Упражнение 1 — отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. В зависимости от уровня подготовки класса выполняется в парах либо фронтально. При фронтальном выполнении учащиеся подробно комментируют свои действия, обосновывая выбор буквы для обозначения безударного звука [и].

Дополнительные вопросы. Почему у одного и того же слова разные окончания, например: у дороги — по дороге? Почему в одном и том же падеже у родственных слов тетрадь и тетрадка разные окончания: в тетради — в тетрадке?

Дополнительное задание. Составить с некоторыми словами предложения, несколько удачных предложений записать.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает информацию об особенностях написания в окончаниях после шипящих и ц букв о и е.

Упражнение 2 — отработка орфограммы «Буквы о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц», тренинг в написании безударных окончаний. В зависимости от уровня подготовки класса выполняется фронтально или самостоятельно.

Возможные трудности. Два варианта восприятия слова — школьникам (мн. ч. Д. п.) и школьником (ед. ч. Т. п.); определение места ударения в форме шприц..м и, соответственно, написание слова (орфоэпической нормой является произношение шприцем).

Упражнение 3 (по выбору) — орфографический тренинг написания окончаний имён существительных. Выполняется фронтально письменно.

Упражнение 4 (в паре) — отработка написания безударных падежных окончаний имён существительных. Выполняется письменно. Во время фронтальной проверки учащиеся должны назвать выписанные слова и обосновать написание окончания -и.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнения 1 и 2 — систематизация знаний о правописании падежных окончаний имён существительных. Упражнение 1 представляет собой тест. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Упражнение 2 направлено на обобщение знаний о случаях написания окончания -и. Задача учащихся — подобрать примеры к приведённой в упражнении таблице. В процессе подбора примеров закрепляются знания о системе падежных окончаний. Выполняется в парах с последующей проверкой. Оба упражнения предлагаются в начале урока.

Упражнение 3 — комплексный орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно. Важно проверить правильность выполнения упражнения, так как дома учащимся предстоит списывать текст этого стихотворения в тетрадь.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова тарелка, лагерь, фамилия, подчеркнуть непроверяемые орфограммы, подобрать и записать родственные слова (тарелка, тарелочка; лагерь, лагерный; фамилия, фамильный). Придумать несколько предложений с записанными словами.

Дополнительная работа.

1. Записать диктуемые учителем слова в три столбика в зависимости от того, какая буква пишется в окончании.

о

е

и

Слова: карандашом, именем, тучей, о Марии, о Софии, об Ольге, рощей, гаражом, по истории, лапшой, сургучом, в лагере, по тарелке, в фамилии, по аллее.

2. Списать с доски предложения, вставляя пропущенные в окончаниях буквы.

В субботу вечер...м к нам в гости пришёл геолог дядя Гриша. Недавно он прилетел на самолёт... из дальних таёжных краёв.

С лёгким шелест...м падали листья с берёз. Словно пёстрые мотыльки они кружились в воздух..., ковровыми дорожк...м... укрывали сырую землю и беззвучно опускались на воду. Долго я любовался разноцветь...м осеннего листопада.

Лёжа в больниц... после операци..., я включил приёмник и услышал пени... соловья. Невольно стал перебирать в памят... соловьиные места.

После списывания предложений учитель просит устно объяснить написание подчёркнутых букв.

3. Записать под диктовку учителя, безударные окончания существительных выделить.

Диктуемый текст.

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они белой стаей к земле. В деревнях и сёлах им обрадовались. Ведь снег бережёт от стужи всходы озимых хлебов. В городе против снежинок повели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. На трамвае, на легковой машине, на автобусе трудно ездить по снежной дороге.

О правописании подчёркнутых букв учитель сообщает во время диктовки.

Домашняя работа. Выучить написание словарных слов тарелка, лагерь, фамилия. Списать текст упр. 3 тетради «Пишем грамотно».

Ваш комментарий к уроку