Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Качественные имена прилагательные

Как устроен наш язык

Задача урока: познакомить с понятием «качественные прилагательные»; научить определять их признаки.

Работа по учебнику

Рубрика «Обрати внимание» вводит название лексико-грамматических разрядов имён прилагательных. Учителю следует помнить, что материал этого и последующих уроков, посвящённых изучению имени прилагательного, является ознакомительным и не выносится в уровень требований, предъявляемых к знаниям и умениям выпускников начальной школы. При проведении этого и последующих уроков рекомендуем строго следовать логике изложения темы в учебнике и не превышать объём учебного материала, если ученики класса не готовы к его восприятию.

Обратите внимание. Среди лексико-грамматических разрядов имён прилагательных качественные занимают особое место, отличаясь определённым набором лексико-словообразовательных и грамматических признаков, которые подробно изучаются в средней школе. В начальной же школе следует познакомить с некоторыми наиболее характерными признаками этой группы имён прилагательных. Учитель должен помнить, что качественным считается прилагательное, если у него есть хотя бы один из следующих признаков: 1) может иметь краткую форму (умный — умён); 2) может иметь степени сравнения (умный — более умный, или умнее — умнейший, или самый умный); 3) может сочетаться с наречиями степени (совершенно глупый; необыкновенно красивый); 4) возможно образовать прилагательные со значением субъективной оценки (красноватый, умненький, злющий, недорогой); 5) возможно образовать существительные с абстрактным (отвлечённым) значением (глупость, красота); 6) возможно образовать наречия на -о или -е (красиво, певуче); 7) может иметь антонимическую пару (короткий — длинный; тихий — громкий); 8) может выступать в роли существительного в предложении («Сытый голодного не разумеет»; «Большое видится на расстоянии»); 9) может быть не производным, ни от чего не образованным (юный, гнедой, вороной, лысый, каурый, буланый). Если учитель подбирает дополнительный языковой материал, он обязательно должен учитывать приведённые грамматические признаки, помня, однако, что перед ним не ставится задача научить учащихся выделять и характеризовать качественные имена прилагательные.

Упражнение 1 — наблюдение за грамматическим признаком качественных имён прилагательных: «может иметь степени сравнения». Выполняется фронтально с комментариями учителя. Каждая группа слов должна быть проанализирована, так как со многими грамматическими нормами правильной речи учащиеся не знакомы. Ученики могут «образовать» по модели такие формы, как «самый берёзовый, самый сосновый, самый сливочный». Важно подробно разобрать такие примеры: сочетание «самый берёзовый лес» неверно, ведь слово «самый» означает, что признак представлен в наивысшей, максимальной степени (самый вкусный, самый громкий). В то же время ученики могут сказать, что рядом с их городом (деревней, селом, дачей) есть очень густой берёзовый лес по сравнению с другими, не такими густыми. Учителю следует уточнить, что лес, о котором они говорят, может быть самым густым берёзовым лесом, значит, в предложении должно быть употреблено именно это сочетание.

Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит грамматическую закономерность: качественные прилагательные называют признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.

Упражнение 2 — поиск качественных имён прилагательных с опорой на их степени сравнения. Выполняется фронтально. Должны быть выписаны следующие слова: стройный, старая, скрипучая, большое, глубокое, толстый, широкая, синяя, тёмный. Учитель просит обратить внимание на предложенный в упражнении способ проверки.

Упражнение 3 — закрепление материала урока: наблюдение за тем, что признак, который называют качественные имена прилагательные, может проявляться в большей или меньшей степени.

Ваш комментарий к уроку

Урок 119. Качественные имена прилагательные

Как устроен наш язык

Задачи урока: наблюдать за значением качественных прилагательных; познакомить с таким лексическим признаком качественных прилагательных, как наличие антонимической пары.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» позволяет обсудить проблемную ситуацию: почему ошибся Костя? Какую информацию из предыдущего урока он неправильно понял? Какие прилагательные в рассуждении мальчика действительно будут качественными? (Прочнее, сильнее.)

Рубрика «Вспомни изученное» активизирует знания из раздела «Лексика». Учитель может написать на доске несколько антонимических пар, а потом попросить учеников вспомнить, как называются слова с противоположным значением.

Упражнение 1 — наблюдение за антонимическими парами имён прилагательных. Выполняется фронтально. Учитель может на доске записать вопрос какой?, чтобы ученики записывали прилагательные в начальной форме, или усложнить задание, предложив сразу выписать прилагательные в начальной форме (большой — маленький, толстый — худой, низкий — высокий, узкий — широкий). Затем ученики самостоятельно проверяют по известному им грамматическому признаку, являются ли данные прилагательные качественными (подбирают одну из форм степени), и делают вывод о том, что качественные прилагательные могут иметь антонимические пары (или читают рубрику «Обрати внимание»).

Рубрика «Вспомни изученное» организует наблюдение за словами с известными ученикам суффиксами -оват-, -еват- (значение неполноты проявления признака) и -оньк-, -еньк- (уменьшительно-ласкательное значение). С опорой на значение этих суффиксов и языковой опыт учащихся организуется обсуждение вопросов рубрики. Ученики должны прийти к выводу, что от прилагательных типа железный (со значением признака предметности) с помощью суффиксов -оват-, -еват- и -оньк-, -еньк- нельзя образовать новые слова («железноватый», «стеклянненький» и т. п.). Однако (можно напомнить об этом учащимся) в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой говорит о себе: «Я такой несчастненький, такой деревянненький». Подобные формы не являются нормой (авторские неологизмы), позволяя ярче передать чувства Буратино, подчёркивают и его неграмотность. Важно, чтобы в результате работы с вопросами рубрики ученики осознали ещё один признак качественных прилагательных: от них могут образовываться новые слова с суффиксами -оват-, -еват- и -оньк-, -еньк-.

Упражнение 2 (работа в паре) — тренировка умения находить качественные имена прилагательные. Сначала учитель спрашивает, по каким признакам можно найти качественные имена прилагательные (проверить, может ли признак проявляться в большей или меньшей степени; можно ли от прилагательного образовать родственное слово с помощью суффиксов -оват-, -еват-, -оньк-; можно ли подобрать антоним).

Упражнение 3 — комплексный анализ качественных имён прилагательных. Может быть предложено для самостоятельной работы как проверочное: ученики должны объяснить, по каким признакам они определяли разряд прилагательных. Если уровень подготовки класса невысокий, упражнение выполняется фронтально с комментированием каждого примера. Рубрику «Обрати внимание» можно разобрать во время фронтального анализа текста упражнения. Не рекомендуем предлагать это упражнение на дом.

Ваш комментарий к уроку