Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Изложение с элементами сочинения

Развитие речи

Задачи урока: обучить умению писать изложение с элементами сочинения; провести комплексный анализ текста, повторить элементы его построения (структуры).

Обратите внимание. Тексты данных упражнений достаточно объёмные; задания к упражнениям требуют тщательной проработки и затрат времени. Поэтому учителю следует заранее выбрать упражнение, которое он предложит ученикам своего класса. Если учащиеся хорошо подготовлены, рекомендуем разобрать с ними упр. 1, в остальных классах — упр. 2.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — обучение письменному пересказу с элементами сочинения. Текст сказки читает учитель, ученики следят по учебнику. Во время обсуждения определяется основная мысль текста и выделяются смысловые части. Важно, чтобы ученики пришли к выводу, что авторы сказки хотели не только развлечь читателя, но и научить его чему-то важному. Поэтому при анализе текста учитель может спросить: «Как вы думаете, для чего эта сказка появилась на свет? Зачем её придумали и рассказывают уже много лет?» Ответы на эти вопросы помогут перейти к выполнению второй части задания — придумать (сочинить) то, чего нет в исходном тексте. Алгоритм выполнения задания может быть таким же, как и при работе с текстом басни «Хочу бодаться» (см. урок 106). Если даже в хорошо подготовленном классе не останется времени на изложение с элементами сочинения, целесообразно, опираясь на план, устно пересказать исходный текст, а вывод (чему учит эта сказка) записать в тетради.

В исходном тексте есть предложения с прямой речью и диалоги. Не вводя пунктуационных правил, следует просто обратить внимание учащихся на данные образцы оформления подобного рода предложений: кто-то из учеников сможет сразу запомнить полученную информацию и использовать её впоследствии, для кого-то она станет опорой при изучении разделов «Синтаксис и пунктуация» в средней и старшей школе. Именно поэтому, разбирая возможный письменный пересказ, учитель должен демонстрировать ученикам на доске, как будут выглядеть «пересказанные» предложения при записи. Желательно также показать, как можно перестроить предложения с прямой речью и диалогом в предложения с косвенной речью — без кавычек и тире (термин не вводится). Например: «Дровосек услышал голос, который предложил ему взять всё, что он захочет». Необходимо понимать, что ученики знакомятся с различными формами пересказа, обучаются ему не на теоретическом, а на практическом уровне, поэтому и в последующих упражнениях блока «Развитие речи», в которых будут предложения с прямой речью и диалоги, учитель должен непременно показывать, как такие предложения могут быть трансформированы и оформлены в тетрадях.

Рубрика «Интересный материал из истории языка» знакомит с происхождением слова пещера.

Рубрика «Обрати внимание» вводит правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогов. Это правило не заучивается. На последующих уроках учитель напоминает учащимся знаки препинания в предложениях с подобными синтаксическими конструкциями.

Упражнение 2 (по выбору) — комплексный анализ текста, обучение письменному пересказу. Выполняется фронтально с комментариями учителя.

Важно обратить внимание учащихся на слова, используемые в рассуждении: почему; потому что; если... то; значит и т. д.

Ваш комментарий к уроку