Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Правописание окончаний имён прилагательных

Правописание

Задачи урока: познакомить со способом проверки безударных окончаний имён прилагательных; закрепить алгоритм проверки написания окончаний имён прилагательных.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, обсуждение которого позволит сделать вывод о том, что написание падежных окончаний имён прилагательных можно проверить по вопросу. Особое внимание следует обратить на форму именительного падежа единственного числа мужского рода прилагательных, в которой окончание не всегда совпадает с окончанием вопроса.

Рубрика «Обрати внимание» содержит совет о том, что при затруднительном выборе окончания прилагательного в форме именительного падежа единственного числа мужского рода окончание следует уточнять по словарю.

Рубрика «Давай подумаем» подводит учащихся к выводу, что и в самих вопросах встречаются непроверяемые орфограммы, написание в которых нужно запомнить: какого, какое, какие. Вопрос, который следует задать в процессе работы над рубрикой: все ли выделенные жирным шрифтом буквы в окончаниях вопросов являются орфограммами? Учащиеся должны увидеть, что окончания выделены целиком, где первая буква обозначает ударный гласный звук и орфограммой не является.

Упражнение 1 — первичное закрепление способа проверки окончаний имён прилагательных. Выполняется фронтально письменно: учащиеся должны выделять окончания и в вопросах, и в самих прилагательных. Обобщающий вопрос в конце упражнения предполагает примерно такой ответ: «Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. В разных формах у одного и того же прилагательного разные окончания».

Упражнение 2 (работа в паре) — отработка умений находить словосочетания по заданной модели, ставить прилагательное в нужную форму, определять окончание прилагательного. Выполняется письменно. Учитель напоминает, что поставить прилагательное в нужную форму и определить окончание помогает вопрос, задаваемый от существительного.

Упражнение 3 — тренировка в написании падежных окончаний имён прилагательных. Первое словосочетание разбирается и записывается фронтально, последующие — самостоятельно. Учитель просит устно задавать от существительного к прилагательному вопросы; на доске выписываются окончания с непроверяемыми орфограммами: -ого, -его, -ое, -ее, -ые, -ие. В случае необходимости учитель оказывает помощь. В заключение выполняется фронтальная устная проверка. Учащиеся обосновывают написание окончаний прилагательных.

Упражнение 4 (по выбору) — повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце существительных». Выполняется письменно самостоятельно.

Дополнительное задание. Указать склонение существительных.

Образец записи: в печь — ж. р., ед. ч., 3-е скл.; вещь — ж. р., ед. ч., 3-е скл.; ключ — м. р., ед. ч., 2-е скл.; ночь — ж. р., ед. ч., 3-е скл.; мелочь — ж. р., ед. ч., 3-е скл.

После проверки учитель записывает на доске слова туч, рощ и просит на основании записи в тетрадях и на доске рассказать, когда в именах существительных после шипящих пишет ся ь, а когда нет.

Упражнение 5 — отработка написания словарных слов. В классе учащиеся записывают данные слова в тетрадь и подчёркивают непроверяемые орфограммы. Как домашнее задание предлагается выучить написание данных слов.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — отработка способа проверки окончаний имён прилагательных. Выполняется фронтально письменно после работы со второй рубрикой «Давай подумаем» перед выполнением упр. 1 учебника.

Возможные трудности. Изменение по падежам прилагательного горячая, написание прилагательного счастливое.

Помощь. Следует сообщить учащимся, что после шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения — е, а написание второго прилагательного дать на доске, подчеркнув орфограммы в корне слова: счастливое.

Упражнение 2 — отработка умения определять окончания имён прилагательных. Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой. Предлагается для выполнения после работы с упр. 3 учебника.

Обратите внимание. Учащиеся могут неверно выбрать форму прилагательного при анализе предложения:

Когда самолёт взмывает

В небо с аэродрома,

То близк... небо бывает,

Как стены родного дома.

 Здесь возможен только один вариант: бывает (каким?) близким. В этом предложении подлежащее — небо, составное именное сказуемое — бывает близким. Если употребить форму близкое, то предложение разбирается по членам так: близкое — определение, небо — подлежащее, бывает — простое глагольное сказуемое. Но такая интерпретация предложения нарушает его смысл: «близкое небо бывает». Ученикам, конечно, информация о простом глагольном и составном глагольном сказуемом пока ничего не скажет, однако учитель должен знать, почему возможен только один вариант употребления формы прилагательного. Тем не менее, опираясь на методику выделения главных членов, следует спросить учеников: о чём говорится в предложении? (О небе.) Что говорится о небе? (Что оно бывает близким.)

Разница в произношении и написании слова туристский выясняется после проверки выполнения основного задания упражнения. Учащиеся должны заметить наличие в слове орфограммы «Не произносимый согласный в корне слова».

Упражнение 3 — отработка написания словарных слов. Предлагается в качестве домашнего задания.

Словарная работа. Записать в словарик и в тетрадь слова животное, костюм, океан, подобрать к ним родственные (животное, животный, животновод; костюм, костюмчик, костюмер, костюмерная; океан, океанический, океанограф).

Дополнительная работа.

1. Выполнить упр. 126-128 в тетради «Учусь писать без ошибок».

2. Подобрать по три имени прилагательных к каждой модели:

Домашняя работа. Списать в тетрадь текст упр. 2 тетради «Пишем грамотно», выполнить упр. 5 учебника.

Ваш комментарий к уроку