Русский язык 3 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2016

Комментарии к урокам
Учимся писать изложение

Развитие речи

Задачи урока: закрепить алгоритм написания изложений; обучить умению составлять самостоятельный письменный текст как вывод из содержания прочитанного.

Работа по учебнику

Упражнение — подготовка к изложению; тренировка в письменном пересказе текста и написание самостоятельного вывода о смысле легенды. Проводится фронтально. Перед началом выполнения задания к упражнению учитель может попросить учеников объяснить значение слова подсолнух, опираясь на приём развёрнутого толкования («тот, который находится под солнцем»). Затем учитель предлагает послушать легенду, в которой рассказывается, как появился этот цветок. В ходе обсуждения учитель формулирует вопросы, которые помогут составить план, который потом записывается на доске и в тетрадях. В этом тексте есть диалог, поэтому важно показать, как можно передать смысл реплик персонажей в сокращённом виде без прямой речи. Вариант: «В далёкие времена люди считали Солнце божеством. Они поклонялись (слово объясняется) ему и каждый вечер просили уходящее Солнце появиться снова и принести им тепло и свет. Лишь один юноша ничего не просил. Солнце спросило юношу, почему он молчит, о чём мечтает. И юноша ответил, что хотел бы всегда смотреть на Солнце, даже днём. Солнце выполнило просьбу. Но юноша захотел быть похожим на Солнце. Солнце сказало, что люди не могут походить на Солнце, и превратило юношу в цветок, предупредив, что превратит его снова в человека, когда ему надоест смотреть на Солнце».

Если учитель ставит перед собой задачу научить учеников составлять сжатый пересказ, то после обсуждения он должен предложить записать на доске свой вариант в качестве опорного. После предварительного обсуждения ученики могут самостоятельно записать в тетради ответ на вопрос «Почему до сих пор существуют подсолнухи?».

Словарная работа. Словарный диктант. Диктуемые слова: галерея, тарелка, лагерь, фамилия, животное, костюм, океан.

Ваш комментарий к уроку