Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Предложения с однородными членами.

Уроки 53 — 54

Ход урока 53

Актуализация темы урока

Проведение учебного лингвистического эксперимента на материале упр. 152. Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Чтение сообщения Самоварова (с. 92). Вопрос учителя после чтения сообщения: «Какие члены предложения называются однородными?»

Основной этап урока

Составление предложений с однородными членами (упр. 153). Учитель: «Какие члены предложения — главные или второстепенные — являются однородными в составленных вами предложениях?» Важно показать, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления.

Дополнение предложений однородными членами (РТ, упр. 126). «Какие однородные члены есть во всех ваших предложениях — главные или второстепенные? Значит, и главные, и второстепенные члены предложения могут быть однородными».

Нахождение однородных членов в предложениях (РТ, упр. 127).

Работа в паре с текстом Л. Н. Толстого (РТ, упр. 128). Нахождение однородных сказуемых. Повторение правила написания безударных гласных в корне слова.

Итог урока

Учитель: «Какие члены предложения называются однородными?»

Домашнее задание

Упр. 154.

Ход урока 54

Актуализация темы урока

Работа над смысловой ёмкостью предложений с однородными членами на основе записанной на доске считалки И. Токмаковой:

Мы сеем рожь, овёс, пшеницу,

Лук, горох и чечевицу,

Коноплю, гречиху, лён,

Пусть росток выходит вон.

Учитель: «Представьте, что в считалке не использовано предложение с однородными членами. Сколько нужно было бы составить предложений, чтобы выразить тот же смысл, какой выражен в предложении с однородными членами?» (Мы сеем рожь. Мы сеем овёс. Мы сеем пшеницу. И т. д.)

Наблюдение за постановкой знаков препинания при однородных членах: «Какие знаки препинания стоят между однородными членами?» Чтение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения — подсказка Совёнка (с. 93).

Основной этап урока

Тренировка в расстановке запятых при однородных членах (упр. 155).

Замена нескольких предложений одним предложением с однородными членами (упр. 156).

Игра «Вспомни сказочных и литературных героев». Надо так составить предложения с именами героев, чтобы в них были однородные члены предложения.

Викторина. Учитель предлагает продолжить предложения.

В Золотое кольцо России входят города Суздаль... Много замечательных стихотворений о природе создали А. С. Пушкин. Всему миру известны русские композиторы П. И. Чайковский. На Волге расположены города Саратов.

Самые удачные предложения записываются на доске и в тетрадях, однородные члены предложения подчёркиваются (если это подлежащие и сказуемые) или просто обводятся.

Работа по заданию учителя: «Запишите пословицы. Найдите в них однородные члены, а также найдите и объясните орфограммы в выражениях: Терпенье и труд всё перетрут. Живи всяк своим умом да своим горбом. На смелого собака лает, а трусливого кусает».

Игра «Угадай-ка!». Надо отгадать загадки, указать (устно или при резерве времени письменно), какие однородные члены предложения встретились:

Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок.) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо.) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

Итог урока

Учитель: «Какие члены предложения — главные или второстепенные — могут быть однородными? При помощи каких союзов могут соединяться однородные члены предложения? Когда между однородными членами предложения ставится запятая? Когда не ставится?»

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с однородными членами, используя слова из словарика в конце учебника. Подготовиться к контрольной работе по разделу «Проверь себя» (с. 28 — 29, задания 1 — 5).

Ход урока 55

Актуализация темы урока

«Сегодня мы пишем контрольную работу по разделу «Язык — главный помощник в общении«».

Основной этап урока

Задания 1 — 5 выполняются по усмотрению учителя письменно или устно.

Диктант с грамматическим заданием

Имя няни великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известно каждому школьнику. Пушкин нежно любил свою старую няню Арину Родионовну, волновался за неё, слушал её сказки. Во время разлуки няня вспоминала своего питомца, скучала по нему и часто плакала. Поэт всегда ценил её доброту и заботу и посвятил няне много стихотворных строк.

Задания к диктанту (записать на доске):

• Сделать звуко-буквенный анализ слова разлуки.

• Подчеркнуть изученные орфограммы.

• Подчеркнуть главные члены во втором и третьем предложениях.

Домашнее задание

Составить и записать два предложения с однородными членами на тему «Моё любимое занятие».

Ход урока 56

Работа над ошибками, допущенными в контрольном задании.

Домашнее задание

Составить и записать три предложения с глаголами из словарика «Говори правильно» (с. 154 — 155).