Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Повторяем, что знаем.

Уроки 80 — 82

Ход урока 80

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Вы хорошо знаете, что имена существительные обозначают предметы. А всегда ли легко найти имена существительные в речи? Какой способ их нахождения вы предлагаете?» Выслушиваются ответы учащихся. Важно акцентировать внимание на значении имени существительного и на вопросе к нему. Тему урока ученики определяют по вопросу учителя в ходе дальнейшей беседы: «Чем отличается в словосочетаниях, которые я вам сейчас назову, первое слово от слова второго? Город Астрахань, кот Мурзик, планета Марс, река Днепр. (Выслушиваются ответы учащихся.) А чем различаются имена существительные собственные и нарицательные по значению? (Они называют один предмет или служат названием целого ряда одинаковых предметов.) Каковы их орфографические особенности?» (Пишутся с прописной или строчной буквы.)

Основной этап урока

Разграничение имён существительных и омонимичных им глаголов (упр. 231).

Чтение рубрики «Узелки на память» (с. 134).

Уточнение понятия предмет при выполнении упр. 232 с последующим чтением диалога Ани, Вани и Совёнка (с. 16). Важно, чтобы дети поняли, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.

Игра «В магазине». Надо назвать как можно больше предметов, изображённых на фотографии к упр. 233. Победителю может быть вручён приз — ёлочная игрушка или новогодняя открытка.

Игра «Кто больше?» (упр. 234). Дополняя тематические группы, учащиеся должны отчётливо осознавать, что слова всех записанных групп — это имена существительные, и уметь объяснить, что все эти слова объединяет.

Работа с именами собственными начинается с повторения правил употребления прописной буквы и исправления допущенных в словах ошибок (упр. 237).

Определение групп имён собственных на основе материала упр. 235. Имена и фамилии людей, географические названия, названия художественных произведений (книг, картин и т. п.). Далее выполняются задания учебника.

Дополнение текста именами собственными — топонимами (упр. 236). Названия рек и озёр могут быть взяты с большой географической карты.

Работа с этимологией географических названий (РТ, упр. 13).

Работу с упр. 14 из РТ можно провести в форме игры «Я создаю город». Придуманные учащимися названия населённых пунктов записываются, находятся корни слов.

Наблюдение за переходом имён нарицательных в имена собственные (РТ, упр. 16).

Итог урока

Учитель: «Как найти имя существительное в речи? Что в грамматике может считаться предметом? Чем собственные имена существительные отличаются от нарицательных?»

Домашнее задание

РТ, упр. 12.

Ход урока 81

Актуализация темы урока

Беседа о личных именах и фамилиях: «Характеризует ли современного человека его фамилия? Обязательно ли Умников умён, а Глупов глуп? Очень давно, когда фамилии ещё только создавались, они характеризовали человека. Например, Иванов — сын Ивана, Кузнецов — или сам кузнец, или сын кузнеца. Что можно сказать о фамилиях Сапожников, Рыбаков, Купцов, Васин, Николаев? (Эти фамилии были связаны или с профессией человека, или с именем его отца.) Надо помнить, что в современном языке имена и фамилии людей не содержат их характеристики».

Основной этап урока

Списывание текста с комментированием выбора букв (упр. 238 и 240; РТ, упр. 17). В последнем упражнении надо определить тип текста (деловой).

Работу с личными именами можно связать с этимологическим толкованием значения имени (этим школьники занимались уже во 2 классе). Можно провести викторину «Ты и твоё имя». Учитель называет имя, а учащиеся объясняют, какое значение оно имело при своём создании: Марина (морская), Виктор (победитель) и т. д.

Знакомство детей со сложными фамилиями, определение способа образования и первоначального значения каждой из них (упр. 241).

Образование сложных фамилий из предложенных корней (упр. 242).

Задание-загадка для любознательных: нахождение соответствий между некоторыми русскими и иноязычными личными именами (упр. 243, ответ: Иван).

Работа с говорящими географическими названиями (РТ, упр. 15).

Резервное задание. Работа со стихотворением Е. Измайлова (упр. 239). Дополнительное задание: найти орфограммы в словах улицы, города, большая. Задание выполняется устно.

Итог урока

Учитель: «Что нового вы узнали об именах собственных? Могут ли имена и фамилии людей, географические названия давать характеристику лицу или месту, которое они называют?»

Домашнее задание

РТ, упр. 19.

Ход урока 82

Актуализация темы урока

Актуализация знаний детей об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных при работе с учебником: наблюдение за различием существительных из двух данных групп (упр. 244); ответ на вопросы Совёнка (с. 140).

Основной этап урока

Нахождение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных в тексте Н. Гоголя (упр. 245). Работа с орфограммами.

Распределение одушевлённых имён существительных по группам (упр. 248) с обязательным объяснением значений непонятных слов.

Резервное задание. Игра «Кто где живёт?». Учитель перечисляет названия городов, а учащиеся образуют слова, называющие жителей этих городов: Минск (минчанин, минчане), Уфа (уфимец, уфимцы), Челябинск (челябинец, челябинцы), Курск (курянин, куряне), Воронеж (воронежец, воронежцы), Ростов (ростовец или ростовчанин, ростовцы или ростовчане), Тверь (тверич, тверяк или тверичанин, тверичи, тверяки или тверичане). Образованные существительные записываются с обозначением суффиксов в них.

Дополнение классификации одушевлённых имён существительных: «Какие ещё имена существительные относятся к одушевлённым?» (Названия животных.) Учащиеся приводят примеры.

Подбор к неодушевлённым именам существительным синонимов и антонимов (упр. 247).

Игра «Волшебные превращения» (упр. 246): лиса — липа; ворона — ворота; уж — ум, ус; корова — корона; муха — мука; кот — рот; коза — роза; рак — мак; цапля — капля; зверь — дверь.

Создание проблемной ситуации при выполнении упр. 22 из РТ: слов мамонт, папонт и т. д. в языке нет, но это названия живых существ (обратить внимание на слова гуляли, лежали, стихи сочинял и т. д.), следовательно, это одушевлённые имена существительные.

Резервное задание. Игра «Придумай героя» (РТ, упр. 23).

Составление предложений по рисунку с анализом имён существительных по схеме (РТ, упр. 25). Систематизация знаний школьников об имени существительном (РТ, упр. 25). Имена существительные должны быть выписаны в начальной форме (это понятие пока не вводится), т. е. должны отвечать на вопрос кто? или на вопрос что? Обратить внимание детей на принятый способ письменного оформления разбора существительного как части речи.

Работа с текстом (упр. 249). План текста записывается на доске или в тетрадях, пересказ текста по плану делается устно.

Наблюдение за олицетворением в стихах С. Есенина (упр. 250) и составление собственных описаний по рисунку с использованием олицетворений (упр. 251).

Резервное задание. Самостоятельное выполнение тестового задания (РТ, упр. 18).

Итог урока

Учитель: «Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие — неодушевлёнными? Какой корень можно выделить в этих терминах? (Корень -душ-.) Какие слова можно отнести к одушевлённым существительным? Могут ли неживые предметы изображаться как одушевлённые? Когда это бывает? Как называется такой приём?»

Домашнее задание

РТ, упр. 24, 21.