Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Число имени существительного.

Уроки 83 — 86

Ход урока 83

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации. Учитель: «Сейчас я прочитаю вам записку: Купи мне, пожалуйста, карандаш: синие, красные, жёлтые, зелёные. Что в этой записке не так? Почему имя существительное употреблено неверно? Как надо его изменить? Сравните также, чем различаются слова в упр. 252. Какой вывод вы сделаете? Как могут изменяться имена существительные?» Чтение вопроса Совёнка и сообщения Самоварова (с. 144).

Основной этап урока

• Определение числа имён существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа (упр. 253). Обязательно обратить внимание на окончания существительных.

• Изменение имён существительных по числам в соответствии с образцом (упр. 254).

• Подбор имён существительных по рисунку с определением их числа (РТ, упр. 26). Важно показать, что число имён существительных отражает определённое количество предметов достаточно абстрактно: один предмет или много предметов (начиная с двух).

• Выполнение упр. 27 из РТ. Имена существительные в варианте Б должны быть выписаны в именительном падеже (т. е. чтобы они отвечали на вопрос что? или кто?).

• Списывание текста с выбором окончания слов, связанных с именами существительными (упр. 255). Учащиеся должны убедиться, что в предложении слова тесно связаны и связь может выражаться с помощью окончаний.

• Резервное задание. Упр. 257; РТ, упр. 28.

• Запись текста по памяти с определением числа имён существительных. Внимание надо обратить на слово санки. Оно стоит во множественном числе, но единственного числа не имеет. Можно отметить, что о таких именах существительных речь будет идти позже, на следующем уроке.

Итог урока

Учитель: «Как могут изменяться имена существительные? Что изменяется при изменении имён существительных по числам?»

Домашнее задание

Упр. 256.

Ход урока 84

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: игра «Один — много». Учитель называет имя существительное в единственном

числе, а ученикам надо назвать это слово во множественном числе: дом, день, ботинок, молоко, каникулы, щи. Учитель: «Все ли существительные можно изменять по числам?» Чтение сообщения Самоварова (с. 147).

Основной этап урока

Распределение имён существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются (упр. 259).

Определение того, может ли каждое из выделенных в тексте существительных изменяться по числам (упр. 260). Ответы на вопросы о каникулах могут быть или устными, или письменными.

Наблюдение за особенностями связи имён существительных с другими словами в предложении (упр. 258). Упр. 258 выполняется устно, поскольку дети не смогут верно написать безударные личные окончания глаголов. Ответы на послетекстовые вопросы учащиеся находят в тексте.

Игра «Измени картину» (упр. 261). Возможно устное выполнение задания с комментированием орфограмм.

Дописывание в юмористический текст предложений с выбором слов в единственном или множественном числе (упр. 262).

Работа с текстом, составление плана из вопросов, повторение изученных орфограмм (РТ, упр. 30).

Итог урока

Учитель: «Все ли имена существительные могут изменяться по числам? Зависит ли форма других слов в предложении или словосочетании от числа имени существительного? Докажите».

Домашнее задание

РТ, упр. 29.

Ход урока 85

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Сегодня мы будем работать (писать изложение) с рассказом великого русского писателя И. С. Тургенева».

Основной этап урока

Работа с текстом И. С. Тургенева «Воробей» по заданиям учебника (упр. 263). Текст прочитывается, ведётся первоначальная беседа по содержанию текста. Предлагаемые вопросы: «Как вы думаете, название текста отражает тему или главную мысль текста? А в чём заключается главная мысль?» (Любовь сильнее смерти, только любовью движется жизнь.) Проводится словарная работа (необходимо пояснить значение слов трепетать, благоговеть, порыв). Коллективно составляется план текста. Делается устный пересказ по пунктам плана. Далее возможны два варианта работы: или письменное изложение текста, или (как предлагается в учебнике) письменный ответ на вопросы после текста.

Итог урока

Учитель: «Как вы думаете, для чего мы наблюдаем за текстами, созданными мастерами слова, пересказываем их?»

Домашнее задание

Подготовиться к проверочной работе по разделу «Проверь себя» (с. 150 — 151).

Ход урока 86

Актуализация темы урока

Учитель: «В чём, по-вашему, заключается цель проведения проверочной работы?» (Систематизировать знания, определить, какой материал усвоен, а какой нуждается в повторном изучении.)

Основной этап урока

Проведение проверочной работы по материалам раздела «Проверь себя» (с. 150 — 151). При недостатке времени задание № 6 на с. 151 может быть дано как домашнее.

Итог урока

Учитель: «Назовите вопросы, на которые вам легко было отвечать. Назовите вопросы, которые при ответе вызвали затруднения. Какие правила необходимо повторить, чтобы не испытывать трудности при ответе на эти вопросы?»