Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Род имён существительных.

Уроки 87 — 90

Ход урока 87

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Послушайте, какую записку мне написал мальчик-иностранец: Скоро я приеду в вашу город. Я хочу увидеть новый школу. В чём он ошибся? Сегодня на уроке мы разберёмся в этом. Но сначала давайте вспомним, что мы уже знаем о существительных. (Имена существительные могут быть собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными, употребляться в единственном или во множественном числе.) Но ошибка в записке вызвана тем, что мальчик не знал ещё одного свойства имён существительных в русском языке: они имеют род и могут относиться к женскому, мужскому или среднему роду. Как определяется род имён существительных, нам расскажет профессор Самоваров». Чтение сообщения Самоварова о роде имён существительных (с. 4).

Основной этап урока

Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно моё (упр. 1). Важно, чтобы дети привели свои примеры и выделили окончания в именах существительных.

Формирование умения определять род имён существительных (упр. 2). Основное внимание при этом следует обратить на окончания имён существительных разных родов, эти окончания необходимо записать на доске:

Image

Image

Распределение имён существительных по родам. Наблюдение за ролью окончания при определении рода имён существительных с непроверяемыми написаниями (упр. 3; РТ, упр. 33). Дополнительное задание — выделить окончания имён существительных — должно быть дано обязательно. Объяснение орфограмм в словах из словаря. Перед составлением устного рассказа со словами из упр. 3 надо предложить учащимся спрогнозировать возможную тему рассказа.

Определение частей слова, которые помогают определить род имени существительного. Проблемный вопрос: «Помогает ли выделение корня в имени существительном определить его род?» Работа с упр. 35 из РТ. Вывод о том, что однокоренные слова могут относиться к разным родам, дети делают сами. Учитель: «А какая часть слова может помочь определить его род?» (Окончание.)

Выполнение упр. 37 из РТ.

Выявление роли суффиксов в определении рода имени существительного: «Как называют человека, профессия которого — учить детей? (Учитель.) А того, кто пишет книги? (Писатель.) Какие суффиксы есть в этих существительных? Приведите другие имена существительные с суффиксом -тель-. К какому роду относятся эти существительные? А если речь идёт о женщине, какие слова надо употребить? (Учительница, писательница.) Какой суффикс указывает на лицо женского пола? (Суффикс -ниц-.) Давайте посмотрим, какие ещё суффиксы помогут определить род имени существительного». Работа в РТ, упр. 36.

Игра «Собери семью вместе: маму, папу и детёныша» (РТ, упр. 40) предполагает обязательное выделение в именах существительных окончаний и суффиксов, выяснение их роли в определении рода каждого существительного.

Задание-шутка (РТ, упр. 41) предполагает образование детьми окказиональных слов по существующим в языке моделям: папа — Чебурек, дочка — Чебуречина, Чебуречинка, Чебурёнка, Чебурешка и т. п., сын — Чебурёнок, Чебуречик, Чебурчонок и т. п. Важно, чтобы были выделены суффиксы и окончания образованных детьми имён существительных.

Создание проблемной ситуации: «Как вы думаете, если у имён существительных есть три рода, может ли каждое из слов этой части речи изменяться по родам, то есть употребляться то в мужском, то в женском, то в среднем роде? Давайте попробуем так изменить слова: парта (она моя), парт (он мой), парто (оно моё). А как быть со словом карандаш или со словом окно? Какой вывод можно сделать?» (Имена существительные по родам не изменяются, каждое существительное всегда относится к одному и тому же роду.) Чтение диалога Ани, Вани и Самоварова (с. 5).

Итог урока

Учитель: «К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного? Определите, кто даёт верный ответ на этот вопрос: Аня, Ваня или Совёнок (РТ, упр. 31). Какие части слова помогают определить род имени существительного? Какие окончания могут иметь имена существительные женского рода? мужского рода? среднего рода?» Здесь же целесообразно вновь вернуться к записке мальчика-иностранца, текст которой учитель привёл в начале урока: «Так в чём ошибся мальчик?»

Домашнее задание

РТ, упр. 32.

Ход урока 88

Актуализация темы урока

Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику: чтение диалога Ани и Вани (с. 7), выполнение упр. 6. Учащиеся должны усвоить, что знать род имени существительного необходимо, чтобы правильно связывать с именем существительным другие слова в словосочетании и предложении, правильно выбирать их окончания.

Основной этап урока

Выбор правильной формы имени прилагательного, сочетающегося с именем существительным (упр. 7). Выявление значения категории рода имён существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными: чтобы верно выбрать окончание имени прилагательного, надо знать, с существительным какого рода это прилагательное сочетается.

Выбор имени существительного нужного рода из слов для выбора (РТ, упр. 34).

Выполнение упр. 8. Учитель: «Вы уже поняли, что если знаешь род имени существительного, то верно будешь сочетать с ним другие слова в предложении и словосочетании». Сведения об истории некоторых фамилий учитель может найти в книгах: Е. Грушко, Ю. Медведев. «Словарь фамилий»; В. А. Никонов. «Словарь русских фамилий»; Е. Н. Полякова. «Из истории русских имён и фамилий»; Ю. А. Федосюк. «Русские фамилии. Популярный этимологический словарь».

Наблюдение за тем, как изменяются окончания имён прилагательных и глаголов при изменении рода имени существительного (упр. 10).

Наблюдение за некоторыми именами существительными, род которых со временем изменился (упр. 9). Уместен вопрос: «Почему это задание снабжено символом «Сравни«?» (Сравнивается род имени существительного в прошлом и в современном языке.)

Отработка навыка определения рода имён существительных на материале работы с текстом Л. Толстого (упр. 5).

Итог урока

Учитель: «Чтобы речь человека была грамотной, ему важно хорошо знать и уметь правильно определять род имён существительных, верно сочетая с ними другие слова в предложении».

Домашнее задание

Упр. 4.

Ход урока 89

Актуализация темы урока

Проблемный вопрос: «Вы уже знаете, как надо определять род имени существительного. Но всегда ли это просто сделать? Какого рода, например, слова мозоль, тюль? Окончания у этих слов одинаковые, суффиксов нет. Как верно определить их род?» (Обратиться к толковому или орфоэпическому словарю.)

Основной этап урока

Выполнение упр. 13. Составляются и записываются словосочетания со словами, проблемными с точки зрения определения их рода. Можно предложить детям устно составить предложения с этими словами.

Исправление ошибок в употреблении имён существительных разных родов (РТ, упр. 42).

Определение рода похоже звучащих, но не родственных в современном языке слов (упр. 14).

Определение рода имён существительных в тексте К. Паустовского и повторение изученных орфограмм (РТ, упр. 39). Задание может быть выполнено детьми самостоятельно или в форме комментированного письма.

Списывание изменённого текста (упр. 11). Необходимо до списывания текста определить, окончания каких слов в тексте изменятся и почему.

Работа с текстом А. Лиханова (упр. 12). После выполнения задания желательно провести беседу о родителях.

Итог урока

Учитель: «Сведения о роде каких существительных надо запомнить, чтобы верно составлять с ними словосочетания и предложения?»

Домашнее задание

РТ, упр. 43.

Ход урока 90

Актуализация темы урока

Определение рода имён существительных во множественном числе начинается с создания проблемной ситуации: «С какими словами сочетаются существительные реки, моря, озёра? (Они.) Как же определить род имён существительных во множественном числе?» Заслушиваются ответы учащихся, затем читается сообщение Самоварова (с. 12). Акцентируется внимание на том, что если имя существительное вообще не употребляется в единственном числе (щипцы, каникулы), то и значения рода оно не имеет. Устно выполняется упр. 15.

Основной этап урока

Определение рода имён существительных во множественном числе с обязательным проговариванием алгоритма (порядка действий) (упр. 16).

Словарная работа (с. 12).

Работа с текстом К. Паустовского с повторением орфограмм (РТ, упр. 38). При наличии времени текст может быть списан целиком, род проставлен над именами существительными. Дополнительное задание: сделать звукобуквенный анализ слова любовь. Рассказать всё, что узнали об имени существительном на примере слов человека, в стране.

Итог урока

Учитель: «Как определить род имени существительного, стоящего в единственном числе? во множественном числе? Для чего надо знать род имени существительного?»

Домашнее задание

Выписать из орфографического словарика в конце учебника по пять имён существительных каждого рода. С тремя из них составить и записать предложения.