Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Мягкий знак ( ) на конце имён существительных после шипящих.

Уроки 91 — 93

Ход урока 91

Это важно!

Надо обратить внимание детей, что ь после шипящих на конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучь и т. п.

Актуализация темы урока

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (упр. 17). Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении рубрики «Узелки на память» (с. 13).

Основной этап урока

Письменное выполнение упр. 18 с обязательным объяснением принятых решений.

Игра «Найди третье лишнее» (упр. 19).

Упр. 20 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами- отгадками.

Работа с пословицами (упр. 21).

Итог урока

Учитель: «С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда на конце имён существительных после шипящих надо писать мягкий знак?»

Домашнее задание

РТ, упр. 44.

Ход урока 92

Актуализация темы урока

Определение новой функции мягкого знака — грамматической (указывать на существительные женского рода) можно начать с проблемного вопроса: «Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель? А в словах рожь, мышь?» Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова (с. 15). Важно показать, что на конце имён существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, т. е. чисто грамматическую функцию.

Основной этап урока

Закрепление знаний учащихся о роли мягкого знака на конце имён существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

Сравнение роли мягкого знака в двух группах слов (упр. 23 и 25).

Усложнение задания: сравнение трёх функций употребления мягкого знака (упр. 26, задание повышенной сложности).

Выработка навыка употребления мягкого знака на конце имён существительных (упр. 24).

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 22).

Игра «Волшебные превращения слов» (РТ, упр. 46).

Работа с текстом по заданию упр. 48 из РТ.

Итог урока

Учитель: «С какой новой ролью мягкого знака мы познакомились на двух последних уроках?»

Домашнее задание

РТ, упр. 49.

Ход урока 93

Актуализация темы урока

Систематизация знаний учащихся о случаях употребления мягкого знака по вопросу учителя: «С какими тремя целями употребляется в русском языке мягкий знак?» Заслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Составление самими учащимися упражнений для разграничения случаев употребления мягкого знака: а) ь служит для указания на мягкость согласных; б) ь употребляется как разделительный; в) ь служит для указания на существительные женского рода. Работа выполняется или коллективно, или в виде конкурса «Кто составит лучшее упражнение?». Подобранный материал учащиеся записывают в тетради с последующим прочитыванием и коллективным оцениванием.

Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным на конце, другая команда — имена существительные мужского рода с шипящим согласным на конце, третья команда — имена существительные, в которых мягкий знак на конце слова указывает на мягкость согласного звука.

Игра «Кто самый внимательный?» (РТ, упр. 47).

Работа с текстом по заданиям учебника (упр. 27). Пересказ текста может быть устным или письменным.

Итог урока

Учитель: «Для чего может употребляться в словах мягкий знак? Какое задание на уроке было для вас самым интересным? самым познавательным?»

Домашнее задание

Списать вторую часть текста (упр. 27), обозначить орфограммы.