Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Изменение имён существительных по падежам (склонение).

Уроки 94 — 105

Ход урока 94

Актуализация темы урока

Представление об изменении имён существительных по падежам формируется при работе по заданиям и вопросам учителя: «Определите, как изменяются имена существительные: река — реки, глаз — глаза. (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.) А теперь прочитаем текст из упр. 28 и определим, что выделено в предложениях — разные слова или формы одного и того же слова». Надо обратить внимание учащихся на то, что все формы слова (в деревне, деревни и др.) называют один и тот же предмет, т. е. имеют абсолютно одинаковое лексическое значение. «Так чем же они различаются? Ответ на этот вопрос мы узнаем на уроке».

Основной этап урока

Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 29). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залили (для чего?) для катка; спешат (к чему?) к катку и т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

Чтение диалога Совёнка и Вани (с. 19) и рубрики «Узелки на память» (с. 20) помогает учащимся понять цель изменения имён существительных по падежам: имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

Чтение названий падежей по учебнику (с. 20). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением учебника делать запись на доске:

И. п. (кто?) брат, (что?) зима и т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

Определение падежа выделенных имён существительных (РТ, упр. 50). Важно, чтобы учащиеся верно выписали из предложений словосочетания с выделенным словом, верно поставили вопрос от слова к слову. На данном этапе падеж определяется только на основе вопроса, при этом учащиеся могут пользоваться таблицей на с. 20 учебника.

Постановка имён существительных в нужную форму, определение падежа. Работа выполняется устно с обязательной постановкой вопроса от слова к слову.

Итог урока

Учитель: «Что нового об именах существительных мы узнали на уроке? Как ещё могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним».

Домашнее задание

Упр. 30; упр. 51 из РТ (письменно выполнить первую или вторую часть задания).

Ход урока 95

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров?» Чтение первого предложения из сообщения Самоварова (с. 21). Учитель: «Докажем это. (Записывает на доске: Р. п. (чего?) руки, лейки. Д. п. (чему?) руке, лейке.) Не зная падежа, верно окончание не написать».

Знакомство с алгоритмом (порядком действий) определения падежа проводится при чтении сообщения Самоварова (последнее предложение) и рубрики «Шаги к умению» (с. 21).

Основной этап урока

Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 32. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанных Самоваровым этапа). Словосочетания с вопросами записываются в тетрадь при коллективном комментировании и применении алгоритма.

Наблюдение за ролью слов-помощников и предлогов в определении падежа (упр. 33 и чтение советов Совёнка и работа с таблицей на с. 22). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

Определение падежа имён существительных в пословицах (упр. 34) проводится сначала устно с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом: учиться (чему?) грамоте, вскачь (с чем?) с грамотой и т. д. Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах).

1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зелёной крышей дома спит зелёный дуб. (С. Чёрный.)

Примечание: фамилии авторов не записываются.

Добавление вопросов в словосочетания (РТ, упр. 53).

Добавление предлогов в словосочетания, наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (РТ, упр. 54).

Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж:

Жил старик со своею старухой... Мачеха отправила падчерицу... Ласточка посадила Дюймовочку. Винни-Пух отправился в гости.

Лучшие предложения записываются.

Итог урока

Учитель: «Для чего надо уметь верно определять падеж существительного? Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Определите порядок этих действий (РТ, упр. 52). Что может помочь в определении падежа имени существительного?»

Домашнее задание

Упр. 31.