Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Именительный падеж.

Урок 96

Ход урока

Актуализация темы урока

Работа по вопросам и заданиям учителя: «Сегодня мы познакомимся с первым из падежей. Как он называется? На какие вопросы отвечают имена существительные

в именительном падеже? Приведите примеры существительных разных родов в именительном падеже, назовите окончания. Подумайте, почему падеж так назван». (Даёт название, имя предмету.) После выслушивания предположений учащихся читается сообщение Самоварова на с. 23 об этимологии (происхождении) названия именительного падежа, что должно способствовать запоминанию термина.

Основной этап урока

Прогнозирование учащимися роли в предложении имени существительного в именительном падеже по вопросам учителя: «Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже. Какой член предложения отвечает на те же вопросы, что и существительное в именительном падеже? Как вы думаете, каким членом предложения должно являться существительное в именительном падеже? Давайте проверим». Выполнение упр. 35.

Выборочный диктант. Найти в загадках и записать только имена существительные в именительном падеже, затем записать отгадки, выделить окончания в записанных именах существительных:

Золотое яблочко по серебряному блюдечку катится.

(Солнце.) Какой огонь ярче всех горит? (Солнце.) Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.) Старик на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)

Нахождение имён существительных в именительном падеже с подбором антонимов (упр. 36).

Задание для любознательных (упр. 37). Работа по вопросам учителя: «Какие главные члены предложения вы знаете? Каким членом предложения чаще всего бывает имя существительное в именительном падеже? А могут ли быть предложения с одним главным членом?»

Литературная викторина (упр. 38).

Резервное задание. Диктант с грамматическим заданием: найти и подчеркнуть имена существительные в именительном падеже, указать их род, выделить окончания.

Шарик и Пушок

Щенок Шарик и котёнок Пушок жили в одном дворе. Щенок хотел дружить с котёнком и всегда защищал его от других собак. А котёнок любил дразнить щенка. Однажды утром соседка принесла Шарику большую вкусную косточку. Но Пушок утащил её у Шарика из-под носа. Терпение у щенка лопнуло.

Вечером во двор прибежала большая собака и стала лаять на котёнка. Пушок подбежал к Шарику. Но щенок не обратил на Пушка внимания. Тогда котёнок поджал хвост и бросился наутёк.

Итог урока

Учитель: «Как найти в предложении имя существительное в именительном падеже? Каким членом предложения оно чаще всего является? Какие окончания могут иметь имена существительные в этом падеже?»

Домашнее задание

РТ, упр. 55 или составить три предложения о своём любимом литературном герое и подчеркнуть в этих предложениях имена существительные в именительном падеже.