Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Родительный падеж.

Уроки 97 — 98

Ход урока 97

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже. Подумайте, почему родительный падеж так называется». Чтение сообщения Самоварова (с. 25). «Вспомните, какие предлоги могут употребляться с существительными в родительном падеже. Вам может помочь таблица на странице 22».

Основной этап урока

Дополнение таблицы вопросами родительного падежа (РТ, упр. 56).

Составление словосочетаний из данных слов с именами существительными в родительном падеже (упр. 39, 40, 43; РТ, упр. 57). В тех случаях, когда окончание имени существительного безударное, нужна помощь учителя и обязательное комментирование.

Нахождение в тексте имён существительных в родительном падеже, выделение их окончаний (упр. 42).

Работа с текстом упр. 41 предваряется вопросом учителя: «Всегда ли легко верно выбрать предлог к существительному в родительном падеже?» Упражнение выполняется или самостоятельно с последующей проверкой выбора предлогов, или в форме комментированного письма.

Итог урока

Учитель: «Как определить, что имена существительные стоят в родительном падеже? Какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже?»

Домашнее задание

РТ, упр. 58.

Ход урока 98

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Всегда ли легко определить, какой предлог надо употреблять с именем существительным в родительном падеже, какое окончание имеет имя существительное в родительном падеже? Как правильно говорить: Я вышел с трамвая или я вышел из трамвая? У меня нет носок или носков? чулок или чулков? Как вы думаете, поймёт ли вас собеседник, если вы выберете неверный предлог или неверное окончание? (Поймёт.) А важно ли употреблять в речи верные варианты?» (Правильная речь — свидетельство речевой и общей культуры человека.)

Основной этап урока

Исправление ошибок в выборе предлогов (упр. 44). Для того чтобы проверить уровень речевой культуры учащихся, задание сначала выполняется без обращения к справочным материалам учебника, а затем проверяется коллективно при чтении подсказки Совёнка (с. 27).

Игра «Вернись назад». Дети составляют словосочетания, называющие движение в противоположном направлении.

Войти в трамвай — выйти ... (из трамвая), пойти на базар — вернуться ... (с базара), приплыть на остров — уплыть ... (с острова), поехать на Кавказ — уехать ... (с Кавказа), пойти на рынок — вернуться ... (с рынка), сесть в автобус — выйти ... (из автобуса), пойти в школу — прийти ... (из школы), полететь на Луну — вернуться ... (с Луны), вползти в нору — выползти ... (из норы).

Важно, чтобы ученики смогли употребить нужный предлог в составленных словосочетаниях. Надо обратить внимание детей на взаимосвязь предлогов: в — из; на — с.

Выполнение упр. 46. Со словосочетаниями, предложенными Совёнком, составляются и записываются предложения.

Составление словосочетаний с именами существительными, при употреблении которых в родительном падеже возникают сложности в выборе окончания (РТ, упр. 59).

Упр. 62 в РТ выполняется с комментариями. В случае затруднения надо обратиться к таблице (упр. 46).

Задание «Проверь себя»: дети самостоятельно выполняют упр. 47, затем после коллективной устной проверки каждый ученик исправляет свои ошибки и ставит себе оценку.

Формирование умения верно употреблять окончания существительных в родительном падеже (сложные случаи): игра «Спорщики» (упр. 45).

Составление диалога на заданную тему при работе в паре (упр. 48).

Итог урока

Учитель: «Какие сложности могут возникать при употреблении имён существительных в родительном падеже?»

Домашнее задание

Выписать из орфоэпического словарика (с. 138 — 139) слова, написание которых в родительном падеже надо запомнить. Составить с ними предложения.