Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Винительный падеж.

Урок 100

Ход урока

Актуализация темы урока

Работа по заданию учителя: «Догадайтесь, о каком падеже имён существительных мы будем говорить сегодня после того, как определим падеж имён существительных, зависящих от выделенных слов (упр. 54, кроме предложения 3). На какой вопрос отвечают имена существительные в винительном падеже?»

Создание проблемной ситуации: «Попробуйте определить, в каком падеже употреблено слово дом. (Выслушиваются варианты ответов детей.) Вы убедились, что вне предложения мы не можем точно определить падеж слова. А как определить падеж этого слова в предложении? Как отличить винительный падеж от именительного?»

Основной этап урока

Различия между И. п. и В. п. разбираются на материале упр. 55 с опорой на сообщение Самоварова. Учитель может предложить ещё один способ: надо задать двойной вопрос к имени существительному. Например: Я вижу (что? кого?) дом — В. п. (Что? кто?) Дом — И. п. — стоял возле реки. Поленья положили (во что? в кого?) в печку — В. п. (Что? кто?) Поленья — И. п.горели в печурке.

Заполнение таблицы (РТ, упр. 66).

Выполнение упр. 56, 57.

Составление предложений со словами окно, книги, портфель. Детям нужно записать данные слова, составить с каждым из них по два предложения так, чтобы слово было употреблено сначала в именительном падеже, а потом в винительном.

Диктант с грамматическим заданием. Ученики записывают загадки, находят имена существительные в винительном и именительном падеже, указывают падеж над каждым именем существительным.

Птица крылом махнула — весь свет закрыла. (Ночь.) Внучек за дедушкой пришёл пасти скот. (Месяц, солнце и звёзды.) Высокий Демид на солнышко глядит. (Подсолнух.) Сравнение особенностей существительных в И. п. и В. п. по вопросам упр. 65 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Что надо сделать, чтобы не перепутать существительное в именительном падеже и существительное в винительном падеже?»

Домашнее задание

РТ, упр. 64.