Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 3 класс - Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина 2017

Поурочные разработки
Творительный падеж.

Уроки 101 — 102

Ход урока 101

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «Какой следующий падеж мы должны сегодня изучать? На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? Почему творительный падеж так называется?» Чтение сообщения Самоварова (с. 33).

Основной этап урока

Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже (упр. 58). Обратить внимание на выбор предлогов, выделить окончания.

Составление рассказа по опорным словосочетаниям (упр. 60).

Заполнение таблицы (РТ, упр. 67).

Определение значения существительных, употреблённых в творительном падеже в пословицах (упр. 59), — значение орудия действия.

Игра «Я творю!» (РТ, упр. 69) может быть проведена как в форме работы в паре, так и коллективно. Задания могут быть выполнены учащимися самостоятельно с последующей проверкой и определением победителя — того, кто подобрал больше слов. Надо обратить внимание детей, что все подобранные ими слова указывают на орудия действия.

Наблюдение над употреблением существительных в творительном падеже со значением сравнения (упр. 61).

Итог урока

Учитель: «Как определить творительный падеж имён существительных? На что могут указывать имена существительные в творительном падеже?»

Домашнее задание

РТ, упр. 68.

Ход урока 102

Актуализация темы урока

Работа по вопросам учителя: «В каких значениях часто употребляются имена существительные в творительном падеже? (Орудие действия, сравнение.) Приведите примеры существительных в Тв. п., употреблённых для сравнения. Такие примеры часто встречаются в художественных произведениях для точного и образного выражения мысли. Сегодня мы будем наблюдать за употреблением существительных в Тв. п., в том числе и со значением сравнения, учиться создавать свои сравнения».

Основной этап урока

Поиск сравнений, выраженных существительными в Тв. п., в текстах загадок (упр. 62).

Замена сравнительных оборотов с союзом как именами существительными в Тв. п. (упр. 63).

Работа по заданию учителя: «Придумайте каждый своё сравнение: петь ... (соловьём), мчаться ... (рысью), сыпаться ... (горохом), литься ... (дождём)».

Нахождение имён существительных в творительном падеже в предложениях (РТ, упр. 70) с последующим проведением самодиктанта по предложенному алгоритму.

Диктант с грамматическим заданием. Ученики записывают пословицы, находят в них имена существительные в творительном падеже:

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами. С добрым смехом и беда не страшна. Правдой мир держится. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Терпеньем города берут.

Итог урока

Учитель: «Что такое сравнение? Для чего оно используется? Приведите примеры, когда сравнение выражается именем существительным в творительном падеже».

Домашнее задание

Упр. 64.