Методическое пособие - Русский язык 5 — 9 классы Углублённое изучение - к УМК В. В. Бабайцевой 2014
Уроки русского языка в 5 — 9 классах
6 класс
I четверть (54 ч)
Повторение изученного в 5 классе (17 ч)
Урок 1 — вводный
Цель первого урока — задать эмоциональный тон всему учебному году, активизировать познавательные потребности учащихся.
На этом уроке нужно познакомить учеников с новым сборником заданий для 6 — 7 классов и рабочей тетрадью. Желательно просмотреть оглавление, оно станет путеводителем по книге; вспомнить, какие условные знаки используют авторы; полистать книгу, прочитать понравившиеся мудрые изречения (они, как обычно, помещены в конце страницы).
На уроке необходимо вспомнить, что было изучено в 5 классе. В этом поможет задание 1. Интересно задать и другие вопросы: что больше всего запомнилось из курса 5 класса? Чему каждый научился?
Завершить урок можно лингвистической игрой (составлением слов из букв, входящих в слово; разгадыванием кроссвордов, игрой в ассоциации; придумыванием слов на одну тему — игра «Кто больше?», «Лесенка» и др.).
Уроки 2, 3. Повторим фонетику
Начать урок можно с заданий 2 — 4, 6, при выполнении которых ученики вспомнят о различиях звукового и буквенного состава языка. Затем можно провести беседу по следующим вопросам.
1. Что изучает фонетика?
2. Чем различаются звуки и буквы?
3. Сколько звуков в русском языке? На какие группы они делятся?
4. Сколько букв в русском алфавите? Почему не совпадает количество звуков и букв?
Вспомнив классификацию звуков, перейдем к фонетическому разбору (задание 5).
Задание 7 позволит повторить основные группы орфограмм и русский алфавит.
С фонетикой тесно связана орфоэпия. Задание 10 содержит омофоны и требует составления с ними словосочетаний или предложений. А задание 11 обращает к наиболее трудным с точки зрения орфоэпических норм словам, изученным в 5 классе.
Особенности звукосочетаний широко используются в стихосложении. Ученики знакомы с понятиями «рифма» и «звукопись». Проанализировать образцы лирических произведений можно на примере текстов из заданий 12 — 14.
Закончить уроки можно объяснительным диктантом (задание 15). При подготовке к диктанту надо внимательно прочитать предложения, объяснить правописание слов, при необходимости произвести орфографический разбор трудных слов. Диктанты по изученному тексту эффективны для развития памяти и орфографической зоркости учащихся.
На дом: задания 17, 19.
Уроки 4, 5. Повторим орфографию
Цель уроков — повторить орфографические правила: правописание согласных в корне слова, правописание ь для обозначения грамматических форм.
Сначала проведем диктант (по домашнему заданию 17) и послушаем, какие загадки вспомнили ученики (задание 19).
Правописание согласных в корне слова можно вспомнить при выполнении заданий 16 и 18. Кроме того, на материале этих заданий целесообразно повторить морфемный состав слов.
При работе над заданием 20 потребуется составление таблицы (при затруднении можно обратиться к § 14, 15 учебника).
Ь после шипящих
Грамматическая форма |
Примеры |
Ь пишется |
|
Существительные ж. р., ед. ч., им. п. ... |
Ночь, вещь, мышь ... |
Ь не пишется |
|
Существительные м. р., ед. ч., им. п. ... |
Грач, камыш, врач ... |
Самостоятельно ученики выполняют задание 21 (фонетический разбор).
На дом: задание 22.
Уроки 6, 7. Повторим морфемику и словообразование
Учащиеся дома повторяли нормы литературного языка, подбирали примеры их нарушения. Беседа на эту тему и станет началом урока.
Переход к новому разделу лингвистики поможет сделать задание 23 (игра «Кто больше?»).
Выделение морфем в слове — важный этап в формировании у школьников орфографической зоркости. В сборнике много заданий, позволяющих уделить внимание разным морфемам: основам и окончаниям (задание 25), корням (задание 28), приставкам (задания 26, 27, 29, 30), суффиксам (задание 31). Обратим внимание на задание 30, которое учит различать паронимы.
Вспомним с учащимися основные способы словообразования (см. § 22), после чего определим способы образования слов из заданий 34, 35.
Для развития речи используем задание 37. После образования существительных со значением «житель города» (ряд слов можно продолжить) предложим ученикам написать мини-сочинение на тему «Мои земляки».
На дом: задание 44 (записать слова на листочках).
Уроки 8, 9. Повторим орфографию
Цель уроков — повторить орфографические правила: правописание чередующихся гласных в корне слова, приставок, сложных прилагательных, е — о после шипящих, гласных после ц.
Чтобы рационально использовать время и повторить большой по объему материал, желательно организовать индивидуальную работу и работу в группах (парах, по вариантам).
Материал домашнего задания 44 можно использовать для словарного диктанта (для этого надо попросить учащихся сдать листочки перед уроком, а в начале урока продиктовать выборочно несколько слов из детских работ).
Задания 39 — 41 по существу похожи, но содержат слова на разные группы правил: задание 39 — правописание приставок, задания 40, 41 — правописание сложных прилагательных.
Задания 42, 43 (правописание ь после шипящих) выполним по вариантам, а задания 45, 46, 48 — в группах.
Повторение правила правописания чередующихся гласных в корнях слов можно организовать по заданию 49.
Наконец, задания 50 и 51 ученики выполнят самостоятельно.
На уроках часто будут звучать рассуждения учащихся на лингвистические темы (обоснования выбора букв). Прислушаемся к ответам учеников, напомним им структуру рассуждения, поможем выбрать соответствующие научному стилю речи языковые средства (образцы рассуждений есть в сборнике для 5 класса).
На дом: задания 52, 47 (устно).
Уроки 10, 11. Повторим лексикологию, фразеологию
Необходимым инструментарием этих уроков станут лингвистические словари.
Начнем первый урок со словарного диктанта (по заданию 47).
Теперь предложим учащимся вспомнить пословицы, в которых есть слово слово (задание 54), а от них перейдем к беседе о лексикологии (задания 53, 55, 56).
Очень полезно задание 57 на лексическую сочетаемость слов.
Работу со сборником на втором уроке организуем исходя из особенностей класса и оборудования кабинета (задания 58 — 73).
В конце урока напишем сочинение-миниатюру о дереве (задание 62).
На дом: вспомнить и записать пословицы о дружбе.
Уроки 12, 13. Сочинение. Анализ сочинения
Можно предложить шестиклассникам тему сочинения «Ты настоящий друг?» (задание 85).
После анализа сочинений продолжим работу со сборником (задания 74 — 84, 86, 88).
На дом: задание 87 или 90 (на выбор).
Уроки 14, 15. Сочинение на лингвистическую тему.
Анализ сочинения
Вопросы для беседы «Русский язык — один из богатейших языков мира»:
1. Как вы понимаете словосочетание «богатство языка»?
2. Считаете ли вы русский язык богатым? Почему?
3. Приведите примеры использования разных слов для обозначения одного понятия, явления. Объясните стилистические отличия синонимов.
4. А можно разными синтаксическими или морфемными способами выразить одно и то же? Приведите примеры.
5. Знаете ли вы какие-нибудь высказывания русских писателей о богатстве русского языка? Как их можно использовать в сочинении? (В качестве аргументов, эпиграфа.)
6. Как строится рассуждение? (Тезис — доказательства — вывод.) Какие можно использовать доказательства? (Примеры, цитаты, умозаключения.)
Уроки 16, 17. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку, положил в карман и обещал быть молчаливым и скромным. Король после того встал с кресел и тем же порядком вышел из залы. Но прежде приказал министру угостить Алёшу как можно лучше.
Лишь только король удалился, как окружили Алёшу все придворные. Начали его всячески ласкать и изъявлять признательность свою за то, что он избавил министра. Они все предлагали ему свои услуги. Одни спрашивали, не хочет ли он погулять в саду или посмотреть королевский зверинец. Другие приглашали его на охоту. Алёша не знал, на что решиться. Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю. (По А. Погорельскому)
(102 слова)
Дополнительные задания.
© Произведите фонетический разбор.
I вариант: объявил.
II вариант: своему.
© Произведите морфемный разбор.
I вариант: удалился.
II вариант: окружили.
© Подберите синонимы к словам.
I вариант: угостить.
II вариант: смешно.
© Выпишите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
Грамматика
Морфология (173 ч)
Морфология — не изолированный раздел науки о языке. При изучении морфологии учитывается ее связь с лексикой, морфемикой и синтаксисом. Связь морфологии с лексикой помогает определить часть речи. Если мы знаем, что слово обозначает предмет, мы отнесем его к имени существительному. Например, слово миксер (англ.) квалифицируется как существительное, так как оно обозначает прибор (предмет).
Общее грамматическое (категориальное) значение слова представляет собой абстрагированные лексические значения.
Лексическое значение слова в лингвистике включается в число маркеров (критериев) определения частеречной принадлежности слов. Лексическое значение в данном УМК не включается в число частеречных критериев, но знание лексического значения слова является обязательным.
Морфологический принцип орфографии, ориентированный прежде всего на правописание окончаний и суффиксов, требует знания строения слова, поэтому морфемный состав слов является ярким маркером частеречной принадлежности слов.
Морфология и синтаксис, тесно связанные друг с другом, являются частями грамматики.
Части речи формируются в синтаксических условиях речи, поэтому так важна синтаксическая функция для частеречной квалификации слов, особенно при анализе функциональных омонимов. Невозможно однозначно определить часть речи у таких слов, как больной, грустно, (в)темную и т. д. вне синтаксических условий речи.
Морфология изучается на протяжении двух лет. В 6 классе — 6 часов в неделю.
Уроки 18, 19. Понятие о частях речи
Вспомним разделы науки о языке, которые уже изучали школьники, расскажем, какие еще предстоит изучить, предметом какой науки является грамматика. Определение грамматики и морфологии можно прочитать в учебнике (см. с. 104), а для беседы используем задания 91, 92.
Объяснение нового материала целесообразно построить на разборе задания 93, содержащего искусственное предложение Л. В. Щербы. Можно дать дополнительное задание: проиллюстрировать пример или придумать подобный.
Обратим внимание учителей, что в учебнике указано четыре признака частей речи.
1. Общее грамматическое значение.
2. Морфологические признаки.
3. Морфемный состав.
4. Синтаксическая функция.
Определение частей речи по этим признакам можно провести по заданию 94.
С классификацией частей речи познакомимся по учебнику (§ 52), вопросы к тексту параграфа см. в задании 95.
Первичное закрепление можно провести в игровой форме (задания 96, 100), а также выполняя задание 97.
Комплексный анализ текста (задание 101) позволит повторить типы речи (какие части речи чаще встречаются в тех или иных типах речи? Почему?), углубить понятие о ключевых словах (какими частями речи чаще бывают ключевые слова?), закрепить умение различать части речи (задание: определить все части речи в тексте).
На дом: § 51, 52, задания 98, 99 (устно).
Уроки 20, 21. Слово и его формы
Дома учащиеся повторяют правописание непроизносимых согласных и безударных гласных в корне слова.
В начале урока можно провести словарный диктант по домашнему заданию 99 (методика проведения диктанта описана выше).
Дать понятие «словоформа» целесообразно при выполнении задания 102 (учащиеся могут просклонять любое словосочетание самостоятельно).
Задание 103 лучше выполнить после чтения § 53.
Различение формо- и словообразовательных суффиксов (задание 104), определение форм слов (задание 105) продолжат закрепление нового материала.
В тексте задания 107 использованы омоформы. Повторив с учениками основные сведения об омоформах, дадим задание: составить предложение с омоформами (типа подушки — под ушки), обозначить части речи и морфемы.
На дом: § 53, задание 106.
Имя существительное
Уроки 22, 23. Понятие об имени существительном
Порядок морфологического разбора, помещенный в начале каждого раздела в сборнике, позволит вспомнить уже изученные морфологические признаки части речи и определить пути ее дальнейшего изучения.
Первый урок начнем с анализа таблицы (с. 31), вопросы см. в задании 108.
Анализ стихотворения И. А. Бунина (задание 109) сопровождаем разбором существительных.
Морфемный состав существительных повторим на втором уроке при выполнении заданий 110 — 112.
На дом: § 54, задания 113, 114.
Урок 24. Роль имен существительных в речи
Задания 115, 116 помогают сделать первые выводы о роли существительных в речи, после чего прочитаем § 55.
С интересом учащиеся составляют тексты только из существительных (задание 117). Задание 118 содержит анализ текста и задание для мини-сочинения (осенний пейзаж).
Для развития речи важны задания 120, 121 на исключение избыточных слов.
Стилистическая окраска существительных очень богата. На уроке по выбору учителя можно выполнить задания 123 — 125.
На дом: § 55, задание 119 или 122 (на выбор).
Урок 25. Сочинение по картине
Подберем картину так, чтобы на ней было изображено как можно больше предметов. Это может быть картина В. М. Васнецова «Богатыри», или И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», или любая другая.
Уроки 26, 27. Нарицательные и собственные имена существительные
Посвятим эти уроки теме «малой родины» и семьи.
Начнем урок с беседы.
1. Как называется город (село), в котором вы живете? Знаете ли вы, что обозначает название и как оно произошло?
2. Как появилась ваша фамилия? Какие слова можно считать родственными? Почему вы так думаете?
3. А что означает ваше имя? Знаете ли вы, из какого языка оно заимствовано?
4. Можете ли вы рассказать об именах ваших родственников? Есть ли в вашей семье какие-нибудь традиции, связанные с именами?
5. Какие еще группы слов имеют индивидуальный характер? Как пишутся такие слова?
Дальше можно перейти либо к заданиям 127 — 130, либо к чтению § 56, либо к написанию мини-сочинения о семье или о родном городе (селе).
На дом: § 56, задание 131.
Уроки 28, 29. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
На уроках предстоит познакомить учеников с грамматическими различиями одушевленных и неодушевленных существительных.
Порядок работы: задание 134, склонение существительных Сережка, мир во множественном числе, определение одинаковых падежных форм, вывод; задание 135 (орфоэпическая работа и заполнение таблицы), задания 136, 137 (устно).
Составим предложения или текст с омографами (задание 136).
На дом: § 57, задание 138.
Уроки 30, 31. Разряды имен существительных по значению
Начнем урок с анализа языкового материала. Чем похожи слова в группах?
Порядок работы: чтение § 58, затем выполнение заданий 139 — 141, 143, 145.
Обратим внимание на орфоэпические задания.
Рассуждение на лингвистическую тему — задание 142.
На дом: § 58, задание 144.
Уроки 32, 33. Число имен существительных
Проведем комплексный анализ текста (задание 146).
Далее рассмотрим группы слов, имеющих форму только единственного и только множественного числа, а также знакомимся с двойственным числом в древнерусском языке (§ 60).
Закрепление образования форм числа существительных тесно связано с орфоэпией, поэтому обратим внимание учащихся на постановку ударений в словах (задания 147, 148).
Задание 149 связано со стилистической окраской слов.
Задание 150 — рассуждение на лингвистическую тему.
Закрепление: задания 151 — 154 (на выбор учителя).
Морфологический разбор (задание 156) позволит закрепить уже изученное о существительном.
На дом: § 60, задания 155, 157.
Урок 34. Подробное изложение-описание
Рекомендуем провести не сжатое, а подробное изложение текста задания 158.
Уроки 35, 36. Род имен существительных
Анализ изложений позволит еще раз обратиться к тексту задания 158 и выполнить задание после него: выписать существительные, распределив их по родам, составить словосочетания с указанными словами.
Беседа о способах определения рода существительных может быть заменена чтением § 59.
Обратим особое внимание на колебание рода у некоторых существительных, употребление существительных общего рода и существительных, обозначающих лицо по профессии. Выполним соответственно задания 164 (устно), 165 (письменно), 166 (устно), 167 (письменно), 168 (устно), 159 (письменно), 160 (устно), 161 (письменно), 162 (устно).
Предложим ученикам придумать окказионализм и составить с ним небольшой текст так, чтобы стало понятно значение придуманного слова.
На дом: § 59, задание 169.
Урок 37. Падеж имен существительных
Цель этого урока — закрепить умение определять падеж, а правописание падежных окончаний будет закрепляться на следующих уроках.
В зависимости от подготовленности класса можно полностью прочитать § 61 или только ознакомиться с таблицей на с. 124 и перейти к тренировочным заданиям.
Отработать все этапы определения падежа существительных можно на материале задания 170.
Составим текст по опорным словам (задание 172).
Закончим урок составлением словосочетаний и предложений (задания 173, 175).
На дом: § 61, задание 174.
Уроки 38, 39. Склонение существительных в единственном числе
Начнем первый урок с комплексного анализа текста (задание 176) и выполнения грамматического задания.
Тренировочные задания на правописание падежных окончаний существительных в единственном числе (задания 178, 180, 181) учитель может дополнить заданиями из рабочей тетради.
На следующем этапе урока проведем словарный диктант с самоподготовкой (задание 179).
На втором уроке можно повторить категорию рода (задания 182, 185), правописание гласных после шипящих в окончаниях существительных (задание 186).
Закончим урок обобщающей беседой по вопросам задания 184.
На дом: § 62, задание 183.
Урок 40. Склонение существительных во множественном числе
Начнем урок с чтения § 63, затем работа над заданиями 187, 188 и подготовка к словарному диктанту (задание 189).
Обратим внимание на задания 191, 192, связанные с выбором грамматически верных окончаний существительных во множественном числе.
Далее на уроке выполним задания 190, 194 — 196.
После выполнения задания 193 предложим учащимся составить мини-текст — рассуждение по любой из пословиц.
На дом: § 63, задание 197.
Урок 41. Разносклоняемые имена существительные
Объяснение нового материала может быть построено на основе заданий 198 — 204. (Рекомендуем задания 200, 201, 203 выполнить устно.)
Для закрепления предлагаются задания 205, 206.
Завершим урок комплексным анализом текста (задание 208).
На дом: § 64, задание 208 (два последних задания).
Уроки 42, 43. Неизменяемые имена существительные
Цель уроков — знакомство с неизменяемыми существительными и обучение определению их рода.
Начать первый урок можно с занимательных заданий 209 — 211.
Определение рода неизменяемых слов требуется в заданиях 212 — 214, 216.
На втором уроке повторим тип речи рассуждение на лингвистическую тему (задание 217 — устно).
На этом же уроке вспомним паронимы (задание 218), составим с ними предложения.
На дом: § 66, задание 215, повторить § 22.
Урок 44. Словообразование имен существительных
В начале урока необходимо повторить основные способы словообразования (см. § 22).
Образование существительных от глаголов суффиксальным способом рассматривается в заданиях 219 — 221. Параллельно повторим правописание чередующихся гласных в корне слова.
Сочинение-миниатюра «Весна идет» — задание 219.
Дальнейшая работа связана с определением способа образования существительных от прилагательных, существительных и глаголов (задания 223, 226).
В конце урока повторим правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных (задания 224, 225).
На дом: § 67, задание 222.
Уроки 45, 46. Правописание суффиксов существительных -чик-/-щик-, -ек-/-ик-
В сборнике достаточно разнообразных заданий, формирующих навыки правописания суффиксов (задания 228 — 233).
На уроке проведем словарный диктант с самоподготовкой (задание 234). Мини-сочинение о жизни животных — задание 227.
Закончим урок интересным заданием 235.
На дом: § 68, задание 237 или 238 (на выбор).
Уроки 47, 48. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов
Цель уроков — повторить суффиксальный способ образования существительных, правописание суффиксов; научить определять стилистическую окраску слов с разными суффиксами и использовать их в речи.
Отметим, что заданий в сборнике много, поэтому целесообразно организовать работу в группах или по вариантам.
I вариант: задания 239 — 241, 245, 252.
II вариант: задания 242 — 244, 249, 254.
III вариант: задания 246 — 248, 255, 256.
После самостоятельной работы со сборником подготовимся к словарному диктанту (задания 250, 251).
В конце уроков необходимо проверить выполнение заданий.
Повторим паронимы (задание 253), составим предложения с ними.
Составим мини-тексты по опорным словам ленточка, косичка, бантик или усищи, лапища, кулачище.
На дом: повторить § 68, задание 257.
Урок 49. Образование сложных существительных
Начнем урок с повторения основных способов сложения и правил правописания сложных слов.
Выполняя задания 258 — 260, повторим правописание соединительных гласных, 261, 262 — сложносокращенные слова и определение их рода; задание 265 связано с правилами произношения сложных слов.
Рассуждение на лингвистическую тему (задания 264, 265).
На дом: задание 266.
Урок 50. Переход прилагательных в существительные
После чтения § 70 выполним задания 267 (синтаксическая роль существительных), 268 (лексические группы существительных), 272 (использование существительных в речи).
Особое внимание заданию 269: различение функциональных омонимов.
Рассуждение на лингвистическую тему — задание 270.
На дом: § 70, задание 271.
Урок 51. Правописание не с существительными
В начале урока анализ языкового материала.
1. Ученье — свет, а неученье — тьма.
2. Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
3. Не работа сушит, а забота.
Задания для закрепления.
✓ Подберите синонимы (имена существительные с не) к словам враг, болезнь, ложь. Составьте с ними словосочетания.
✓ Подберите антонимы (имена существительные с не) к словам вера, любовь, свобода, счастье. Составьте с ними предложения. Составьте текст по опорным словам.
Далее используем задания из рабочей тетради.
На дом: § 69, задание 273.
Урок 52. Обобщение темы «Имя существительное»
Задания, носящие обобщающий характер, также тесно связаны с развитием речи. Это стилистические особенности используемых существительных (задание 275), рассуждение на лингвистическую тему (задание 277), комплексный анализ текста (задание 278). (На уроке можно выполнить одно- два из предлагаемых заданий.)
Основным приемом обобщения является морфологический разбор существительных (задания 277, 278), а также закрепление навыков различения функциональных омонимов (задание 276).
На дом: задание 274.
Уроки 53, 54. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
У певчих птиц птенчики родятся совсем беспомощными: слепыми, голенькими. Если бы родители не грели и не кормили их, они погибли бы.
Но скоро у птенцов на тельце вырастает пух. Потом у них под кожицей темнеет: там начинают расти синеватые трубочки — стволья перьев... Птенцы ещё слепые, только и умеют, что рот разевать да пищать. Но вот их глазки открываются, трубочки на концах лопаются, из них выходят мягкие кисточки. Кисточки растут, и птенцы оперяются. У них ещё коротенькие крылышки и хвостик, но они уже выходят из гнезда. Силёнок у них только-только, чтобы перепорхнуть с ветки на ветку.
Другое дело — утки и куры. Птенцы у них родятся зрячими и хорошо одетыми. Маленький рябчонок только обсохнет после выхода из яйца — и уже вскакивает на ножки, бежит за матерью. Утёнок сразу после рожденья лезет в воду, плавает... (По В. Бианки)
(133 слова)
Дополнительные задания.
© Произведите морфологический разбор.
I вариант: птенчики.
II вариант: глазки.
© Произведите морфемный разбор.
I вариант: силенок, трубочки.
II вариант: косточки, рябчонок.
© Определите падеж всех существительных второго абзаца.
© Выпишите 3 — 4 существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами, произведите их словообразовательный разбор.
II четверть (42 ч)
Глагол
Уроки 55, 56. Понятие о глаголе
Начнем первый урок, как обычно, с плана морфологического разбора глагола (с. 72). Вопросы для беседы даны в задании 279.
После вводной беседы обратимся к § 71.
Сопоставление морфемного состава существительных и глаголов со значением действия проведем после комплексного анализа текста (задание 280).
Морфологический (и фонетический) разбор глаголов в задании 281.
Определение синтаксической функции глагола — на материале задания 282.
На втором уроке повторим ряд орфографических правил:
1) безударная гласная в корне (задание 285);
2) правописание приставок, не изменяемых на письме (задания 286, 287).
Целесообразно повторить правописание чередующихся гласных е//и в корнях слов.
✓ Подберите к глаголу пару, обозначьте орфограмму.
Уберу — ... Замирать — ... Удирать — ...
Выберу — ... Расстелил — ... Блистать — ...
Запер — ... Вытирать — ... Выжигать — ...
Умер — ... Натереть — ... Постелю — ...
На дом: § 71, задание 288.
Урок 57. Не с глаголами
Начнем урок с повторения орфографических правил.
При проверке домашнего задания 283 повторим правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Затем вспомним правописание приставок пре-, при-, разделительного ъ после приставок, букв и—ы после приставок на согласную (задания 289—291).
Объяснение нового материала касается в первую очередь слов с приставкой недо-.
Прочитаем правило (§ 71).
Выполним задание 283 (попутно повторим правописание безударных личных окончаний глаголов), задание 284 (1).
Задание на правописание глаголов с приставкой недо-.
✓ Раскройте скобки, выделите приставки в словах. Составьте словосочетания с этими глаголами.
(не)(до)любливать (не)(до)понимать (не)(до)верять
(не)(до)выполнить (не)(до)делать (не)(до)едать
(не)(до)глядеть (не)(до)платить (не)(до)ставать
На дом: § 71, задание 284 (2).
Уроки 58, 59. Роль глаголов в речи
Цель этих уроков — познакомить учащихся с особенностями использования глаголов в речи (основное значение глаголов, синонимические ряды глаголов), ввести в активную речевую практику школьников глаголы разных лексических групп.
Работу на уроках можно построить следующим образом:
1) подбор глаголов с различными значениями (задание 292);
2) наблюдение над употреблением глаголов в поэтической речи (задания 293, 295);
3) составление синонимических рядов с глаголами (задание 297) и выбор самого точного слова (задания 302 — 304);
4) игровые задания (задание 294 или 296);
5) образование глаголов (задания 299 — 301);
6) знакомство с сокращенными формами глагола (задание 309);
7) замена фразеологизмов глаголами и подбор фразеологизмов (задания 306 и 310).
Закончить уроки целесообразно сочинением-миниатюрой с предварительной лексической работой (задание 298).
На дом: § 72, задание 307.
Уроки 60, 61. Сочинение по картине. Анализ сочинения
Работу, подобную той, что выполняли в задании 298, можно провести и с целью подготовки к сочинению по картине.
Картину учитель может подобрать сам или использовать репродукцию картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Уроки 62, 63. Инфинитив
Комплексный анализ текста (задание 311) в начале первого урока подведет к работе над языковым материалом (нахождение инфинитивов и обозначение суффиксов в них). Предварительно необходимо вспомнить, что такое формообразовательные суффиксы (см. § 21 и 73), и обратить внимание учащихся на морфемный состав инфинитивов, оканчивающихся на -чь. Для закрепления предлагаются задания 314, 315.
Особенность инфинитива — способность быть любым членом предложения. Подобранные в сборнике задания помогут закрепить умение определять синтаксическую функцию инфинитива: определения (задание 313), обстоятельства (задание 317), дополнения (задание 318), составного сказуемого (задание 319).
На втором уроке целесообразно повторить пунктограмму «Тире между подлежащим и сказуемым» (задание 312).
В конце урока проведем диктант с самопроверкой (задание 320).
Завершить урок можно игрой «Кто больше?» (задание 316 или 321).
На дом: § 73, задание 322.
Урок 64. Возвратные глаголы
Познакомим учащихся с возвратными глаголами на материале учебника (§ 74).
Замена невозвратного глагола возвратным позволит повторить члены предложения (в сильном классе на примерах этого задания можно ввести понятие активного и пассивного залога).
Правописание -тся и -ться в глаголах повторим при выполнении задания 325.
Сочинение-миниатюра «Перед дождем» (задание 328) завершит урок. (При затруднениях учащихся можно воспользоваться материалом задания 327.)
На дом: § 74, задание 326 или 327 (на выбор).
Уроки 65, 66. Виды глагола
Цель уроков — научить детей не только определять вид глаголов, но и учитывать различия значений видов в речевой практике, а также познакомить со способами образования видовых пар.
Анализ языкового материала можно провести на примерах задания 329 и закрепить на примерах задания 330 (работа со сборником заданий).
Далее прочитаем § 76 (до способов образования) и предложим учащимся составить мини-тексты с глаголами совершенного и несовершенного вида (задание 331).
После проверки выполнения задания и обобщающей беседы о роли видов глагола в речи познакомимся со способами образования видовых пар (задания 332 — 334, 336, 337). Вывод ученики сделают самостоятельно или прочитают вторую часть § 76.
Заключительная часть урока посвящается речевым заданиям (338, доп. 339, 341 — 343).
На дом: § 76, задание 340.
Урок 67. Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение
О наклонении глагола учащиеся узнают, прочитав § 77 (самостоятельное чтение) или выполнив задание 344 (анализ предложений).
Комплексный анализ текста (задание 345) позволит прокомментировать использование разных форм глаголов (см. вопросы к тексту этого же задания).
На дом: § 77, 78, задание 345 (три последних задания).
Уроки 68, 69. Времена глагола. Настоящее время
Начнем урок с диктанта (по домашнему заданию 345).
Зависимость форм времени от вида глагола можно установить, выполняя задания 347 — 349, для закрепления — задание 350.
Морфемный разбор глагола в форме настоящего времени произведем на примерах заданий 351 и 352.
Со значением формы настоящего времени познакомимся при выполнении заданий 353 — 355.
Составление текста рассказа по заданному началу — задание 356.
На дом: § 79, 80, задание 357.
Уроки 70, 71. Прошедшее время
В начале первого урока проведем комплексный анализ текста (задание 358), а затем познакомим учащихся с прошедшим временем глагола (образование, морфемный состав, значение).
Орфоэпические задания — 359, 362, 366.
Редактирование предложений — задание 360.
После чтения правила (§ 81) подготовимся к диктанту (задание 361) и проведем его.
Цель второго урока — закрепить умение образовывать форму прошедшего времени, а также закрепить орфографические навыки (задания 363, 364, 367).
В конце урока — сочинение-миниатюра по опорным словам (задание 367).
На дом: § 81, задание 365.
Уроки 72, 73. Подробное изложение. Анализ изложения
Текст для подробного изложения см. в задании 368.
Уроки 74, 75. Основы глагола
Начнем урок с изучения теоретического материала (§ 83). (Рекомендуем составить с учениками опорный конспект.)
Задания 369 — 371 помогут закрепить полученные сведения.
На дом: выписать семь примеров из любого художественного
произведения с разными формами времени; обозначить основы.
Уроки 76, 77. Будущее время
Анализ форм будущего времени (задание 372) даст возможность учащимся сделать вывод о зависимости форм времени от вида глагола.
Далее прочитаем § 82.
Закрепление: морфемный состав глагола будущего времени (задание 373), образование форм будущего времени (задания 374 — 376).
Мини-сочинение-рассуждение — задание 379.
На дом: § 82, задание 377.
Уроки 78 — 80. Спряжение глаголов
Цель уроков — познакомить учащихся с морфологическими категориями лица, числа, спряжения; повторить правописание безударных личных окончаний глагола.
Начнем урок со спряжения двух глаголов (задание 380). Обратим внимание учащихся, что спряжение глагола определяется по личным окончаниям и только у глаголов с безударным личным окончанием — по инфинитиву.
Определим спряжение глагола (с попутным орфографическим разбором) — задания 381, 382; закрепим навыки правописания — задания 383 — 385, 386, 393.
Игровые задания — 387, 390.
Подготовка к диктанту — задание 389.
Составим диалог с использованием слов из задания 391.
На дом: § 84, задание 392.
Урок 81. Разноспрягаемые глаголы
Чтобы познакомить учащихся с разноспрягаемыми глаголами, проспрягаем их письменно и сделаем вывод об их особенностях.
Теперь произведем их морфологический разбор (задание 394).
Определение непостоянных морфологических признаков глагола — в задании 397.
В конце урока напишем словарный диктант (задание 399).
На дом: § 85, задание 398.
Уроки 82, 83. Повелительное наклонение
Знакомство с формами повелительного наклонения глаголов проведем на материале задания 400.
Комплексный анализ текста (задание 401) завершаем морфологическим разбором (можно неполным) глаголов в форме повелительного наклонения.
Затем прочитаем § 86.
Закрепление: работа с текстами сказок А. С. Пушкина (задания 402, 405 или 403 — на выбор учителя), далее — наблюдение за использованием форм повелительного наклонения в речи (задания 404, 406), в заключение — образование форм повелительного наклонения (задания 407 и 409).
Составление инструкции для первоклассников — задание 410.
На дом: § 86, задание 408.
Уроки 84, 85. Сослагательное наклонение
Изучение сослагательного наклонения глаголов начнем с задания 411 (значение, образование, изменение).
Употребление форм сослагательного наклонения в речи — задания 413, 415.
Обобщение по теме «Наклонение глагола» можно провести по заданию 417.
Мини-сочинение проведем на любую из тем задания 412.
На дом: § 87, задание 416.
Урок 86. Сочинение
Темы сочинений предлагаются в задании 414.
Уроки 87, 88. Безличные глаголы
Начнем урок с комплексного анализа текста (задание 418), затем выпишем предложения с безличными глаголами, укажем их грамматические признаки.
Нахождение безличных глаголов в стихотворениях (задания 420, 424) предваряет работу над их использованием в речи (задания 419, 421).
Задания на взаимозамену личных и безличных глаголов (задания 422, 423), подбор безличных глаголов с одинаковым грамматическим значением (задания 425, 426) подготовят учащихся к мини-сочинению «Когда мне больно... (грустно, весело)». Дополнительное задание: обозначить морфемный состав глаголов.
На дом: § 88, задание 427 или 430 (на выбор).
Урок 89. Словообразование глаголов
На уроке выполним задания, связанные с разными способами образования глаголов (задания 431 — 433).
Вывод учащиеся могут сделать самостоятельно (см. вопросы в задании 435) или прочитать § 89.
Задание 434 поможет сформулировать правило о правописании суффиксов -ова-/-ева- — -ыва/-ива-.
На дом: § 89, задание 438.
Урок 90. Правописание суффиксов глаголов
Цель урока — повторение правописания суффиксов глаголов. Учитель может использовать задание 439, задания в рабочей тетради и дидактический материал.
Сочинение-миниатюра по опорным словам — задание 440.
На дом: повторить § 71 — 89, задание 436.
Уроки 91, 92. Обобщение темы «Глагол»
Ход уроков может быть таким:
1) рассуждение на лингвистическую тему (задание 441);
2) морфологический разбор глаголов (по вариантам): вертелся, слышится;
3) образование всех глагольных форм, обозначение морфем (по вариантам): читать, писать;
4) выполнение задания 442;
5) мини-сочинение-рассуждение на тему «Для чего надо изучать глаголы?».
Уроки 93, 94. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
Компас
Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?»
«Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери. Бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь. Пойдёшь наугад — ошибёшься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку, и она укажет тебе, где твой дом. Пойдёшь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга. Бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменна всегда, как её ни верти, всё на север глядит», — отвечал отец. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути не дрожала. (По М. Пришвину)
Дополнительные задания.
© Произведите синтаксический разбор.
I вариант: 2-е предложение 2-го абзаца.
II вариант: 5-е предложение 2-го абзаца.
© Произведите морфологический разбор.
I вариант: взгляни.
II вариант: верти.
© Произведите морфемный разбор.
I вариант: запер, заблудишься.
II вариант: отвечал, заголодаешь.
© Выпишите из текста.
I вариант: глаголы I спряжения.
II вариант: глаголы II спряжения.
Урок 95. Подробное изложение
Текст изложения см. в задании 443.
Урок 96 — резервный
III четверть (60 ч)
Имя прилагательное
Уроки 97, 98. Понятие об имени прилагательном
Урок начнем традиционно — с порядка морфологического разбора имени прилагательного (вопросы к плану см. в задании 444).
После чтения § 90 проанализируем прилагательные из задания 445: синтаксическая функция, морфемный состав, морфологические признаки, правописание.
Составление словосочетаний с прилагательными — задание 446.
✓ Игра «Кто больше?»: подобрать определения-прилагательные к существительным дом, ветер, Москва.
✓ Запишите под диктовку стихотворение. Подчеркните грамматические основы и прилагательные как члены предложения. Выделите морфемы в прилагательных.
Завижу ли облако в небе высоком,
Примечу ли дерево в поле широком —
Одно уплывает, одно засыхает...
А ветер гудит и тоску нагоняет.
Что вечного нету — что чистого нету.
Пошёл я шататься по белому свету.
Но русскому сердцу везде одиноко...
И поле широко, и небо высоко. (Ю. Кузнецов)
© Сделайте морфологический разбор:
I вариант: вечного.
II вариант: русскому.
✓ Творческая работа: составьте текст — описание предмета, которым часто пользуетесь.
На дом: § 90, задание 447.
Уроки 99, 100. Роль имен прилагательных в речи
В начале урока проведем языковой эксперимент: задания 448, 449, 451.
Повторим постоянные эпитеты (задание 452), составим небольшой текст.
Устная работа с пословицами — задание 450, фразеологизмами — задание 453, загадками — задания 454, 455.
Задания 456, 458, 459 предполагают работу с текстом, ее целесообразно провести в группах (каждая группа анализирует свой текст).
Подготовимся к сочинению-описанию. Тему учащиеся выберут и сформулируют сами. Это может быть описание природы (задание 460), описание улицы (задание 462), описание внешности (задания 463, 464). Запишем ключевые слова и словосочетания и составим план.
На дом: § 91, задание 461.
Уроки 101, 102. Сочинение-описание. Анализ сочинения
На первом уроке, используя заготовленный материал, учащиеся пишут сочинение на самостоятельно выбранную и сформулированную тему.
На втором уроке проведем подробный анализ сочинений. Обратим внимание и на выбор темы, и на ее раскрытие.
Уроки 103, 104. Разряды прилагательных по значению
Объяснение нового материала начнем с анализа языковых единиц (см. таблицу и вопросы в задании 465).
Прочитаем § 92, часть I. Сделаем опорный конспект, приведем свои примеры (см. задания 466 — 469). Тренировочные задания 470 — 473, определение разрядов прилагательных — задание 475.
По заданию 475 можно провести словарный диктант с предварительной подготовкой.
Повторим паронимы, составим с ними предложения (задание 485).
На дом: § 92, ч. I, задание 487 (подготовиться к словарному диктанту).
Уроки 105, 106. Переход прилагательных из одного разряда в другой
В начале урока проведем словарный диктант по домашнему заданию 487.
✓ Запишите текст под диктовку, определите разряд прилагательных, подчеркните их как члены предложения.
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(А. К. Толстой)
Определим разряд прилагательных из задания 476.
Прочитаем § 9, часть II. Тренировочные задания 481 — 484, 486 — определение разряда прилагательных в трудных случаях.
Повторим метафоры (задания 478 — 480). Составим небольшой текст на тему «Зимний лес», используя различные метафоры.
На дом: § 92, задание 477.
Уроки 107, 108. Полные и краткие прилагательные
Соответствующий параграф (§ 93) целесообразно прочитать после выполнения задания 488.
✓ Образуйте от прилагательных краткую форму, обозначьте орфограмму. Составьте с прилагательными словосочетания.
Дремучий, колючий, пахучий, линючий, могучий, хороший, неуклюжий, свежий.
Синтаксические функции полных и кратких прилагательных — задания 489, 490, морфологический разбор — задание 491.
Важно показать, в чем состоит смысловое различие полных и кратких форм прилагательных. Для этого выполним задания 492 — 494, составим предложения с полными и краткими формами.
На дом: § 93, задание 495.
Урок 109. Устное изложение
Проведем устное изложение по заданию 496. Чтобы у всех учащихся была возможность пересказать текст вслух, целесообразно организовать работу в парах или четверках.
Уроки 110, 111. Сочинение-рассуждение. Анализ сочинения
После анализа текста А. П. Чехова (задание 497) составим его смысловую схему, обращая внимание на виды аргументов.
Перед сочинением на тему «Кого можно назвать образованным?» проведем подготовительную беседу по проблеме, после чего учащиеся составят текст, используя смысловую схему текста А. П. Чехова.
Уроки 112, 113. Склонение прилагательных
В начале урока продиктуем стихотворение К. Бальмонта (задание 498) с комментарием правописания окончаний прилагательных.
Прочитаем § 94 выборочно, обратим внимание на рассуждение о выборе гласной в безударном окончании прилагательного. При выполнении задания 500 будем рассуждать по образцу.
Комплексный анализ текста — задание 501.
Диктант с подготовкой по заданию 502.
Завершает урок творческая работа — составление текста по опорным словосочетаниям (задание 503).
На дом: § 94, задание 504.
Урок 114. Степени сравнения качественных прилагательных
Цель урока — познакомиться со степенями сравнения прилагательных.
Анализ языкового материала (задание 505) предваряет чтение § 95. Составим опорную схему.
✓ Распределите слова по рубрикам таблицы.
Простая сравнительная степень |
Составная сравнительная степень |
Простая превосходная степень |
Составная превосходная степень |
Смелее, более светлый, чудеснейший, самый красивый, легче, честнее, менее большой, превосходнейший, добрее всех, самый интересный, менее привлекательный, гуще, удивительнейший.
✓ Образуйте все возможные формы сравнения от данных прилагательных.
Дорогой, сильный, короткий, молодой, теплый, богатый.
© Выделите корни слов, подчеркните чередующиеся согласные.
На дом: § 95, задание 510.
Урок 115. Образование сравнительной степени
Начнем урок с диктанта по заданию 510.
Прочитаем § 96, составим план.
Тренировочные задания 506 — 509.
Мини-сочинение по пословице — см. задание 509.
На дом: § 96, задания 511, 515.
Урок 116. Образование превосходной степени
В начале урока поработаем с § 97. Можно прочитать параграф и составить его план. Можно предложить учащимся найти в тексте параграфа ответы на вопросы. Например,
1. Какие формы имеет превосходная степень прилагательных?
2. Как образуется простая форма превосходной степени?
3. Какие суффиксы являются формообразовательными? и т. п.
Выполним задания 512 — 514.
Комплексный анализ текста — задание 516.
На дом: § 97, задание 516 (подготовка к диктанту).
Урок 117. Словообразование прилагательных
Цель урока — познакомить учащихся с основными способами образования прилагательных.
Начнем урок с диктанта по заданию 516.
Задания 517 — 519 — на словообразование прилагательных.
✓ Определите способ словообразования.
Бревенчатый, орлиный, беловатый, премудрый, волжский, грошовый, карманный, бездонный, небольшой, молоденький, антивоенный, ветвистый.
✓ Составьте текст на лингвистическую тему «Какими способами могут быть образованы прилагательные?».
На дом: § 98 (ч. I), § 99 (ч. I), задание 520.
Уроки 118, 119. Правописание н — нн
Познакомимся с правилом (с. 184 учебника), составим опорную схему.
Тренировочные задания — 522, 523, 525 — 527.
✓ Запишите текст под диктовку, выделите суффиксы прилагательных.
Величественный царь в золотой гриве-короне. Когда ветер мотает львиные космы, а раннее солнце пронизывает их лучами, львиная «корона» полыхает костром ! Пожалуй, одному соловью досталось столько же восторженных слов, сколько и льву. (Н. Сладков)
✓ Составьте текст — описание какого-либо животного с использованием сравнений.
На дом: с. 184 учебника, задание 524.
Уроки 120, 121. Правописание суффиксов прилагательных
Познакомимся с правилом (с. 184 учебника), составим опорную схему.
Задания на правописание суффиксов: -ов-/-ев- — 521, -к-/-ск- — 528, -оньк-/-еньк- — 531, 532.
✓ Запишите текст, обозначьте суффиксы прилагательных.
...Тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К. Паустовский)
✓ Образуйте прилагательные от существительных немец, грек, француз, поляк, чех и составьте с ними предложения или связный текст.
На дом: с. 184 учебника, задание 530.
Уроки 122, 123. Не с прилагательными
Начнем урок с проверки домашнего задания в виде словарного диктанта.
Прочитаем правило (с. 185), составим опорную схему.
✓ Подберите антонимы с не, составьте с ними словосочетания.
Здоровый, грустный, вежливый, грубый, больной, легкий, большой.
✓ Распределительный диктант (слитное и раздельное написание).
Небольшой; небольшой, но удобный; не большой, а маленький; небогатый; не чистый, а грязный; невесёлый; не весёлый, а грустный; невежественный; некультурный; небрежный; нерадивый; негромкий голос; не громкий, а тихий стук; невзрачный.
✓ Запишите пословицы.
Невидное ремесло, а славу принесло. Без хвоста и ворона некрасива. Добрая совесть злому ненавистна. Хоть не богат, а гостям рад. Не пригож лицом, да хорош умом.
✓ По любой из пословиц напишите сочинение-миниатюру.
На дом: с. 185 учебника, задание 529.
Уроки 124, 125. Сочинение — описание картины.
Анализ сочинения
Описывать лучше всего пейзажи, желательно каждому ученику предложить свою иллюстрацию (это могут быть обычные открытки).
Предварительная подготовка: записать опорные слова (предметы, которые изображены на картине и которые будете описывать), подобрать к ним определения-прилагательные, составить план в соответствии с композицией картины.
Уроки 126, 127. Сложные прилагательные
Начнем урок с образования сложных прилагательных и их морфемного разбора (задание 533).
Прочитаем § 100, составим опорную схему к правилу.
Выполним задание 534.
✓ Опишите только прилагательными внешность и характер своего друга (подруги).
Тренировочные задания — 535, 538.
В конце урока — диктант с подготовкой по заданию 537.
На дом: § 100, задание 536.
Уроки 128, 129. Подробное изложение. Анализ изложения
Подготовимся и проведем изложение по тексту задания 539.
Уроки 130, 131. Обобщение темы «Имя прилагательное»
Предлагаем провести зачет в группах. Каждая группа получает задание: подготовить ответ на вопрос, составить письменно план ответа, подобрать и записать в тетрадь свои примеры.
I группа — прилагательное как часть речи.
II группа — разряды прилагательных.
III группа — полные и краткие прилагательные.
IV группа — степени сравнения прилагательных.
V группа — словообразование прилагательных.
VI группа — правописание прилагательных.
После работы в группах представитель каждой группы отвечает на вопрос, а остальные ученики готовят и задают ему вопросы по данной теме. Каждый удачный вопрос и правильный ответ на него оцениваются дополнительными баллами группе. В конце урока подсчитываются набранные баллы, выставляются оценки.
Уроки 132, 133. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
Весенний лес
Была ранняя весна.
Когда они [охотник с собакой] пришли впервые в лес, вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья ещё и не появились. Всё внизу в тёмных тонах: стволы, прошлогодние тёмно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо-рябиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зёрнами.
Ветви слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо; они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев: жив ли? Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми, даже и безлистные. Всё было таинственно-шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листва под ногами, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (Г. Троепольский)
Дополнительные задания.
© Произведите морфологический разбор.
I вариант: жидко.
II вариант: голо.
© Произведите морфемный разбор.
I вариант: ранняя.
II вариант: вечерняя.
© Определите разряд прилагательных.
I вариант: во 2-м абзаце.
II вариант: в 3-м абзаце.
Имя числительное
Уроки 134, 135. Понятие о числительном
Как обычно, начнем урок с порядка морфологического разбора числительного (см. задание 540).
Прочитаем § 101.
Морфологический разбор числительных — задания 541, 542.
Анализ числительных — задания 543, 544.
Игровые задания — 545, 546.
Мини-изложение.
Колокольчик крупноцветковый занесен в Красную книгу. Крошечное — высотой всего сантиметров в пять — растеньице выбрасывает, однако, цветок, по сравнению со своим ростом огромный — диаметром сантиметра три, а глубиной и того больше. И цветок этот — высокохудожественная чаша волшебно-синего цвета, утонченной, изящной формы. Увеличенная точная копия его сделала бы честь любой нашей выставке, соразмерности и гармонии ее позавидовал бы самый искусный мастер. (Ю. Аракчеев)
На дом: § 101, задание 547 или 548 (на выбор).
Урок 136. Разряды числительных по строению
После проверки домашнего задания прочитаем § 103. Тренировочные задания 549, 551.
✓ Запишите словами: 60 см, 5 дм, 80 м, 500 км, 600 кг, 12 дм, 11 км, 800 г, 15 мм.
На дом: § 103, задание 550.
Уроки 137, 138. Количественные числительные
Начнем урок со склонения числительного (задание 552). Прочитаем выборочно § 104.
Выполним задания 553, 555.
Орфоэпические задания — 554, 556.
Работа с фразеологизмами — задание 557. Морфологический разбор — задание 558.
Склонение числительных — задания 559, 560. Занимательные задания — 561, 562.
Составим задачи на сказочные темы (задание 563).
На дом: § 104, задание 569.
Уроки 139, 140. Склонение и правописание количественных числительных
Начнем урок с заданий 564 — 567 на различение числительных и существительных.
Рассуждение на лингвистическую тему: обоснование принадлежности слова к данной части речи.
Повторим правописание ь в числительных — задание 568. Склонение числительных — задание 570 (устно), задания 571 — 575 (письменно).
Поработаем с таблицей (задание 581) склонения числительных. Тренировочные задания 582, 583, 585, 586.
Игра «Кто больше?» — задание 584.
Составление текстов с использованием числительных — задания 576 — 579 (на выбор).
На дом: задание 578 или 580.
Уроки 141, 142. Собирательные числительные
Анализ языкового материала — задание 589.
Прочитаем § 105.
Употребление собирательных числительных и существительных в речи — задания 591 — 595.
Диктант с предварительной подготовкой — задание 596. Тренировочные задания 597 — 600.
На дом: § 105, задание 601.
Уроки 143, 144. Дробные числительные
Проверяем домашнее задание.
Устно просклоняем дробные числительные — задания 602, 603.
Запишем цифры словами — задания 604 — 607.
✓ Запишите предложения из сказки А. С. Пушкина. Подчеркните числительные как члены предложения, укажите разряд.
1. И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор...
2. Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
✓ Составьте предложения или связный текст на тему «Наш кабинет», используя числительные разных разрядов.
На дом: § 106, задание 608.
Уроки 145, 146. Порядковые числительные
В начале урока работа с текстом (задание 609).
Замена количественных числительных порядковыми — задание 610.
Образование порядковых числительных — задание 611. Запись цифр словами — задания 612 — 614. Редактирование — задание 616.
Составим диалоги с использованием числительных — задание 617.
На дом: § 107, задание 618.
Уроки 147, 148. Образование слов других частей речи от числительных
Прочитаем § 108.
Образование слов разных частей речи — задание 619. Морфологический разбор числительных — задание 620. Замена словосочетаний синонимичными словосочетаниями — задание 621.
Рассуждение на лингвистическую тему — задание 623.
На дом: § 108, задание 622.
Уроки 149, 150. Подробное изложение. Анализ изложения
Вопросы и задания к тексту — задание 624.
Уроки 151, 152. Обобщение темы «Имя числительное»
Проводим зачет в группах.
Каждая группа получает два задания:
1) рассказать об одном из разрядов числительных (склонение, образование, правописание);
2) рассказать о слове все, что можете (фонетические, морфемные, морфологические особенности, употребление в речи, правописание и т. п.).
I группа: количественные числительные; слово четыре.
II группа: порядковые числительные; слово пятисотый.
III группа: собирательные числительные; слово семеро.
IV группа: дробные числительные; слово полтора.
Уроки 153, 154. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
Ревень
Ревень — многолетнее холодостойкое растение, растёт на одном месте одиннадцать — пятнадцать лет. Сбор урожая начинают на второй-третий год, когда растения имеют по четыре — пять крупных листьев, длина черешков достигает тридцати сантиметров, а толщина не менее двух сантиметров. К уборке приступают примерно через три — четыре недели после оттаивания почвы.
В пищу используют листья и их мясистые черешки, которые богаты витаминами, яблочной и другими кислотами, а также минеральными солями. Из черешков ревеня готовят кисели, компоты, начинки для пирогов, варенье, квас, соусы и даже вина, а из молодых листьев — щи и борщи. Урожай черешков с куста достигает 3 — 5 килограммов. (З. Сапожникова)
Дополнительные задания.
© Произведите синтаксический разбор.
I вариант: 3-го предложения
II вариант: 6-го предложения.
© Произведите морфологический разбор.
I вариант: двух.
II вариант: тридцати.
© Укажите разряд числительных.
I вариант: в 1-м абзаце.
II вариант: во 2-м абзаце.
Уроки 155, 156. Сочинение-повествование. Анализ сочинения
Предложим учащимся совершить путешествие в Страну Числительных и написать об этом лингвистическую сказку.
IV четверть (54 ч)
Наречие
Уроки 157, 158. Понятие о наречии
Начнем урок с порядка морфологического разбора наречия (вопросы к таблице см. в задании 625).
Прочитаем § 109, составим простой план параграфа.
✓ Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы и наречия как члены предложения. Выпишите 2 — 3 наречия, произведите их морфемный и морфологический разбор. Объясните изученные орфограммы.
Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и, снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше. (Н. Гоголь)
✓ Составьте наречия по схемам, употребив их в словосочетании.
✓ Выпишите из предложения словосочетания «глагол + наречие», обозначьте в наречиях морфемы.
1) Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь... 2) Утром был он у жадринского помещика; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. 3) Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. 4) Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. 5) Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов. (А. Пушкин)
✓ Составьте текст-повествование по опорным словам.
Утром, быстро, сначала, решительно, без устали, наскоро, пешком, верхом, затем, снова, скоро, бесследно, вдруг, долго, медленно, вечером.
На дом: § 109, задание 626.
Уроки 159, 160. Наречия образа действия
Желательно начать урок с анализа творческих работ, написанных на предыдущем уроке. Учащиеся с помощью учителя смогут сделать вывод о роли наречий в речи.
Познакомимся с разрядами наречий по значению (см. § 110 учебника). Составим таблицу.
Разряд |
Вопросы |
Примеры |
Выполним задание 627. Сочинение-миниатюра по опорным словам — задание 628.
Задания 629 — 633 позволят повторить синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, задания 637, 638 — фразеологизмы.
Устно выполним задание 634, затем письменно — задание 636.
На дом: § 110, задание 635 или 639, 640 (на выбор).
Урок 161. Наречия меры и степени
Начнем урок с записи текста под диктовку, затем выполним задания.
Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома. (А. Пушкин)
✓ Определите разряд наречий по значению. Выпишите словосочетания по образцу:
Сидел (сколько?) долго — наречие времени.
Дополнительные задания.
© Укажите синтаксическую функцию наречий.
© Произведите фонетический разбор слова ещё.
Выполним задание 641.
Сочинение-миниатюра — задание 642.
На дом: § 110, задание 643.
Урок 162. Наречия места
В начале урока диктант по домашнему заданию 643.
Заполним рубрики таблицы — задание 644.
Задание 645 направлено на формирование орфографических умений. С этой же целью выполним задания 646, 647 на различение функциональных омонимов.
Задание 650 можно использовать для диктанта с само- или взаимопроверкой.
Составим текст-описание (задание 649).
На дом: § 110, задание 648.
Урок 163. Наречия времени
✓ Запишите предложения, произведите синтаксический разбор.
1) Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф. Тютчев) 2) Поутру вчера дождь в стекла окон стучал; над землею туман облаками вставал. (И. Никитин)
Выполним задание 651. Задание 652 (устно) — рассуждение на лингвистическую тему. Задание 653 — составление текста по опорным словам и словосочетаниям.
На дом: § 110, задание 654.
Уроки 164, 165. Наречия причины и цели
Начнем урок с определения разрядов наречий (задание 656) и их стилистической принадлежности.
После составления предложений с наречиями причины и цели (задание 655) перейдем к тренировочным заданиям на подбор наречий разных разрядов (задания 657 — 659).
При выполнении задания 660 обратим внимание на правописание наречий, познакомим учащихся с правилом дефисного написания наречий (см. с. 209 — 210 учебника).
Подготовимся и проведем диктант по заданию 662.
Составим текст с неопределенными местоимениями-наречиями (задание 663).
На дом: § 110, задание 661.
Уроки 166, 167. Степени сравнения наречий
✓ Запишите предложения под диктовку. Выпишите прилагательные в форме сравнительной степени, укажите полную форму, обозначьте морфемы.
1) Слой под ногами у Митраши становился всё тоньше и тоньше, но растения, наверное, очень крепко сплелись и хорошо держали человека... 2) Чем старше старушка [ель] на болоте, тем кажется чуднее. (М. Пришвин)
© Выпишите наречия, образуйте форму сравнительной степени, обозначьте морфемы.
© Произведите морфологический разбор слова тоньше.
Чтение § 112 с предварительным заданием найти общее и различное в образовании форм сравнительной степени прилагательных и наречий.
✓ Выпишите из предложений формы сравнительной степени наречий, укажите полную форму, обозначьте морфемы.
Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту. Постепенно, однако, нога его стала утопать все глубже и глубже, и становилось все труднее и труднее вытаскивать ее обратно. (М. Пришвин)
© Произведите морфологический разбор слова труднее. Выполним задания 664, 665.
✓ Запишите текст под диктовку. Определите, какие части речи употребляются в форме сравнительной степени. Как вы различаете прилагательные и наречия в форме сравнительной степени?
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей. (Ф. Тютчев)
✓ Составьте предложения с антонимическими парами. Подчеркните, как члены предложения слова в форме сравнительной степени.
Ближе — дальше, раньше — позже, шире — уже, медленнее — быстрее.
На дом: § 112, задание 666.
Урок 168. Словообразование наречий
В начале урока прочитаем § 113.
Задания 669, 670 — на определение способа словообразования наречий, задания 671, 672 — на образование наречий разными способами.
Составление текста по опорным словам (задание 674).
На дом: § 113, задание 673.
Уроки 169, 170. Правописание наречий
Повторим правило написания суффиксов на конце наречий, выполним задания 667, 668.
Различение функциональных омонимов: кратких прилагательных, наречий и кратких причастий — задание 675, обратим внимание учащихся на написание н — нн в омонимичных формах, в том числе в кратких причастиях.
Задание 676 на орфограмму «Н — НН в наречиях» поможет закрепить умение определять части речи словоформ на -о.
Редактирование — задание 678.
Задание на правописание ь на конце наречий.
✓ Вставьте подходящие по смыслу наречия, заканчивающиеся на шипящую, объясните написание.
1) Мама открыла окна ... (настежь). 2) Юноша погнал лошадь ... (вскачь). 3) Моя сестра недавно вышла ... (замуж). 4) Мальчик упал ... (навзничь). 5) Отец спал, раскинув ... (наотмашь) руку.
На дом: выучить правила, задание 677.
Уроки 171, 172. Переход существительных и прилагательных в наречия
Начнем урок с чтения § 116, 117 (без правил).
Учимся различать функциональные омонимы: существительные и прилагательные с предлогами и наречия (задания 679, 680), попутно формулируем правила слитного и раздельного написания подобных случаев.
Составление предложений с функциональными омонимами — задание 681.
Синтаксическая функция омонимичных форм — задания 682, 683.
✓ Образуйте наречия от слов, обозначьте морфемы.
Пустой, чистый, рукопашный, ход, бок, левый, век, высь.
На дом: § 116, 117, задание 684.
Уроки 173, 174. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий
Повторим правило дефисного написания наречий (с. 209 — 210). Выполним задания 685, 686.
Подготовимся и проведем словарный диктант по заданию 687.
Подберем и запишем примеры в обобщающей таблице (задание 688).
Самостоятельная работа — задание 689.
Сочинение-миниатюра «Весенний день в лесу (на даче, у озера и т. п.)» с использованием наречий.
На дом: выписать из орфографического словаря по 15 наречий на слитное и раздельное написание, составить с любыми 10 словосочетаний.
Уроки 175, 176. Правописание не с наречиями
Начнем урок с комплексного анализа текста (задание 690).
Прочитаем правило (с. 208 учебника).
Тренировочные задания 691 — 694 — на разные случаи написания не с наречиями.
Обобщающее задание 695 — для самостоятельной работы.
Задания 696 — 699 — на выбор учителя.
На дом: § 114, задание 700.
Уроки 177, 178. Подробное изложение. Анализ изложения
Подготовимся и проведем изложение по тексту и вопросам задания 704.
Уроки 179, 180. Обобщение темы «Наречие»
✓ Запишите текст под диктовку, укажите разряд наречий по значению. Обозначьте в наречиях морфемы.
Сгоряча, как раненый, — пропадать, так уж пропадать, — на авось, рванулся [Митраша] ещё, и ещё, и ещё.
И почувствовал себя плотно схваченным со всех сторон по самую грудь. Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было, при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружьё на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание. (М. Пришвин)
© Произведите морфологический разбор наречий сгоряча, поскорее.
Подготовимся к словарному диктанту с самопроверкой (задание 702).
Задание 703 — рассуждение на лингвистическую тему.
✓ Расскажите о слове все, что можно.
I вариант: сегодня.
II вариант: тотчас.
На дом: задание 701.
Категория состояния
Уроки 181, 182. Понятие о категории состояния
Начнем урок с чтения § 118 и порядка морфологического разбора слов категории состояния (вопросы см. в задании 705), составим конспект параграфа.
Анализ предложений — задание 706.
Задание 707 — определим принадлежность к частям речи слов на -о.
✓ Запишите предложение, подчеркните члены предложения.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
(А. Фет)
✓ Составьте небольшой текст на тему «Когда мне было страшно (грустно, весело, обидно...)».
На дом: § 118, задание 708.
Уроки 183, 184. Разряды слов категории состояния по значению
Прочитаем § 119, составим простой план.
Выполним задание 709 — определение разрядов слов категории состояния по значению, задание 710 — составление предложений с разными по значению словами категории состояния, задание 711 — морфологический разбор слов категории состояния, задания 712 — 714 — различение функциональных омонимов: кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния.
Употребление слов категории состояния в речи — задание 717, правописание не со словами категории состояния — задание 718.
Составление текста по опорным словам — задание 719.
На дом: § 119, задание 722.
Уроки 185, 186. Сочинение — отзыв о прочитанной книге или сочинение на лингвистическую тему. Анализ сочинения
Учитель может по своему усмотрению использовать этот урок или для обучения речевому жанру отзыва (если подобная работа не проводилась на уроках литературы), или для проведения итогового сочинения на лингвистическую тему.
Предложим учащимся на выбор два задания: 1) сочинение- рассуждение «Как различать функциональные омонимы?»; 2) творческая работа «Путешествие в Страну Частей Речи».
Уроки 187, 188. Обобщение темы «Наречие»,
«Категория состояния»
Начнем урок с рассуждения на лингвистическую тему — задание 721.
Различение функциональных омонимов — кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния — задания 715, 716.
✓ Сравните морфемный состав и написание слов вообще и в общем. Составьте с ними предложения. Объясните разницу в лексическом значении.
Сочинение-миниатюра — задание 720.
Обобщающее задание 724 — повторение изученного: указать части речи, произвести морфологический разбор слов разных частей речи по выбору учителя или учащихся.
На дом: задание 723.
Уроки 189, 190. Контрольный диктант с дополнительными заданиями. Анализ диктанта
С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливал короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторять, — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. Всё было впустую. (В. Распутин)
(110 слов)
Дополнительные задания.
© Произведите синтаксический разбор.
I вариант: 1-го предложения.
II вариант: 5-го предложения.
© Произведите морфологический разбор.
I вариант: легко.
II вариант: быстро.
© Произведите морфемный разбор.
I вариант: прекрасно, очередями.
II вариант: бессильно, впустую.
© Укажите разряд наречий по значению.
© Выпишите наречия, содержащие орфограммы, объясните правописание.
Повторение (20 ч)
Уроки повторения учитель может построить, исходя из особенностей класса, необходимости повторить те или иные темы, специфики преподавания.
Мы предлагаем примерные темы для повторения, носящие обобщающий характер и отражающие основные темы курса 6 класса, а также некоторые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению.
Уроки 191, 192. Систематизация изученного о существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, категории состояния
Уроки 193, 194. Морфемный состав слов разных частей речи
Уроки 195, 196. Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов
Уроки 197, 198. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов
Уроки 199, 200. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов
Уроки 201, 202. Не с существительными, прилагательными, наречиями, словами категории состояния
Уроки 203, 204. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи
Уроки 205 — 210 — резервные
✓ Запишите текст под диктовку. Определите тип и стиль речи, аргументируйте свой ответ.
Укажите части речи. Выпишите по одному существительному, прилагательному, числительному, наречию для морфологического разбора.
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. (М. Пришвин) (76 слов)
✓ Запишите к данным словам однокоренные слова разных частей речи, обозначьте морфемы.
1. Верх —
2. Крепкий —
3. Два —
4. Общий —
✓ Запишите к данным прилагательным и наречиям синонимы, укажите их стилистическую окраску. Составьте с ними словосочетания или предложения.
1. Смелый, ясный.
2. Грустно, близко, скоро.
✓ Спишите тексты, подчеркните члены предложения, укажите части речи.
1. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
(С. Есенин)
2. ...Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н. Некрасов)
3. Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
(И. Никитин)
✓ Подберите антонимы к словам, составьте с ними предложения.
Грустный — ..., близкий — ..., молчаливый — ..., молодой — ..., тихий — ..., высокий — ..., трудный — ....
✓ Запишите текст под диктовку, обозначьте известные орфограммы. Определите тип и стиль речи, аргументируйте ответ. Какими языковыми средствами выражает автор цвета и звуки природы?
День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы, — должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары. Боярка доцветала и сорила в воду. (В. Астафьев) (73 слова)
✓ Запишите текст под диктовку, объясните написание не с разными частями речи.
Определите тип и стиль речи, аргументируйте свой ответ.
В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприёмник с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку. Так или иначе от него никуда было не деться. <...> Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме, всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами, иной, чем я знал, жизни. Невольно создавалось ощущение, словно я подглядываю эту жизнь со стороны, и от стыда и неловкости за себя я ещё глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко... (В. Распутин) (104 слова)
✓ Составьте текст по опорным словам. Запишите его. Определите тип и стиль речи, аргументируйте свой ответ.
Невидаль, незабудка, недаром, не наглядеться, невысокий, неброский, не заметить.
✓ Укажите разряд наречий по значению. Объясните написание наречий.
Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна. Он увидел невдалеке деревушку, состоящую из четырех или пяти дворов. Владимир поехал к ней. (А. Пушкин) (56 слов)
✓ Составьте предложения с функциональными омонимами.
Весело, радостно, смешно.
✓ Распределите слова по рубрикам таблицы.
Ь пишется |
Ь не пишется |
Хорош, намажь, наотмашь, много пастбищ, ешьте, могуч, невтерпеж, шалаш, гуашь, вояж, линюч, неуклюж, навзничь, из-за туч, чертеж, ландыш, пахуч, вскачь, отрежь, стеречь, течь, фальшь, колюч, трубач.
✓ Выпишите из произведений художественной литературы 6 предложений со словами в форме сравнительной степени. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.
✓ Расскажите все, что можно, о слове настежь.
✓ Какими частями речи могут быть слова, оканчивающиеся на -ло? Приведите примеры. Обозначьте морфемы.
✓ Напишите сочинение-миниатюру на тему «Любимый уголок природы».