Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа над орфограммами, регулируемыми правилами, в 5 - 7 классах
1. Элементы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом:
✓ восприятие учащимися слов с изучаемой орфограммой —
• зрительно-слуховое восприятие записанного на доске слова;
• изучаемая орфограмма подчеркивается, обозначается часть слова с данной орфограммой;
✓ ознакомление с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа: возможные методы —
• беседа;
• самостоятельный анализ на основе материала для наблюдения;
• сообщение учителя;
• самостоятельный анализ учащимися лингвистического текста;
• выявление опознавательного признака орфограммы;
• формулирование нового орфографического правила учителем или учащимися;
• анализ образца графического обозначения;
✓ запоминание и воспроизведение —
• чтение правила по учебнику два-три раза;
• воспроизведение про себя или вслух;
✓ обучение применению на практике нового правила — на основе подражания образцу применение правила к остальным словам.
Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм методисты (М. Т. Баранов и др.) рекомендуют использовать следующие орфографические упражнения:
✓ специальные;
✓ неспециальные.
2. Специальные орфографические упражнения.
✓ неосложненное списывание (списывание текста без пропуска орфограмм) — используется для обучения детей умению находить орфограммы, графическому обозначению условий выбора правильных написаний;
✓ осложненное списывание (списывание текста с пропуском орфограмм) — учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний.
Виды подготовки учащихся к осложненному списыванию:
✓ зрительная — воспроизведение на классной доске слов, правописание которых затрудняет учащихся;
✓ слуховая — обоснование выбора орфограмм на месте пропусков;
✓ зрительно-слуховая — диктант. Этот тип упражнений состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.
Виды обучающего диктанта:
✓ без каких-либо изменений (полный);
✓ с изменением формы (отдельных слов, конструкций, предложений);
✓ выборочный (запись части диктуемого);
✓ предупредительный — предупреждение возможных ошибок до записи;
✓ комментированный — предупреждение ошибок во время записи;
✓ объяснительный — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок.
Обучающий диктант может сопровождаться фиксированием (например, подчеркиванием) трудных для учащихся случаев правописания или зрительной подготовкой — чтением и записью на доске всего диктуемого или его части (зрительный диктант).
3. Неспециальные орфографические упражнения:
✓ конструирование — образование форм слов, составление словосочетаний и предложений;
✓ подбор слов определенной структуры;
✓ творческий диктант — расширение диктуемого за счет введения новых слов, словосочетаний, предложений;
✓ свободный диктант — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам;
✓ изложение — письменный пересказ текста;
✓ сочинение — самостоятельная письменная работа учащихся на заданную тему.
Конструирование, подбор слов, творческий диктант непосредственно связаны с изучаемой орфограммой.
Свободный диктант, изложение, сочинение обеспечивают умение писать слова с ранее усвоенными орфограммами.
4. Выбор орфографических упражнений для конкретного урока обусловлен:
✓ особенностями изучаемой орфограммы;
✓ этапом ее изучения;
✓ подготовленностью учащихся.
5. Организация работы над орфографическими упражнениями:
✓ постановка цели;
✓ выяснение способа выполнения упражнения;
✓ показ образца выполнения;
✓ выполнение упражнения учащимися;
✓ проверка выполнения (включая исправление ошибок).
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 163-169), XXI (С. 248, 255), XVII (Т. 1. С. 272), XVI (С. 168, 418).