Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа над орфограммами, регулируемыми правилами, в 5 - 7 классах

1. Элементы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом:

  ✓ восприятие учащимися слов с изучаемой орфограммой —

  • зрительно-слуховое восприятие записанного на доске слова;

  • изучаемая орфограмма подчеркивается, обозначается часть слова с данной орфограммой;

  ✓ ознакомление с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа: возможные методы —

  • беседа;

  • самостоятельный анализ на основе материала для наблюдения;

  • сообщение учителя;

  • самостоятельный анализ учащимися лингвистического текста;

  • выявление опознавательного признака орфограммы;

  • формулирование нового орфографического правила учителем или учащимися;

  • анализ образца графического обозначения;

  ✓ запоминание и воспроизведение —

  • чтение правила по учебнику два-три раза;

  • воспроизведение про себя или вслух;

  ✓ обучение применению на практике нового правила — на основе подражания образцу применение правила к остальным словам.

  Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм методисты (М. Т. Баранов и др.) рекомендуют использовать следующие орфографические упражнения:

  ✓ специальные;

  ✓ неспециальные.

2. Специальные орфографические упражнения.

  ✓ неосложненное списывание (списывание текста без пропуска орфограмм) — используется для обучения детей умению находить орфограммы, графическому обозначению условий выбора правильных написаний;

  ✓ осложненное списывание (списывание текста с пропуском орфограмм) — учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний.

  Виды подготовки учащихся к осложненному списыванию:

  ✓ зрительная — воспроизведение на классной доске слов, правописание которых затрудняет учащихся;

  ✓ слуховая — обоснование выбора орфограмм на месте пропусков;

  ✓ зрительно-слуховая — диктант. Этот тип упражнений состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.

  Виды обучающего диктанта:

  ✓ без каких-либо изменений (полный);

  ✓ с изменением формы (отдельных слов, конструкций, предложений);

  ✓ выборочный (запись части диктуемого);

  ✓ предупредительный — предупреждение возможных ошибок до записи;

  ✓ комментированный — предупреждение ошибок во время записи;

  ✓ объяснительный — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок.

  Обучающий диктант может сопровождаться фиксированием (например, подчеркиванием) трудных для учащихся случаев правописания или зрительной подготовкой — чтением и записью на доске всего диктуемого или его части (зрительный диктант).

3. Неспециальные орфографические упражнения:

  ✓ конструирование — образование форм слов, составление словосочетаний и предложений;

  ✓ подбор слов определенной структуры;

  ✓ творческий диктант — расширение диктуемого за счет введения новых слов, словосочетаний, предложений;

  ✓ свободный диктант — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам;

  ✓ изложение — письменный пересказ текста;

  ✓ сочинение — самостоятельная письменная работа учащихся на заданную тему.

  Конструирование, подбор слов, творческий диктант непосредственно связаны с изучаемой орфограммой.

  Свободный диктант, изложение, сочинение обеспечивают умение писать слова с ранее усвоенными орфограммами.

4. Выбор орфографических упражнений для конкретного урока обусловлен:

  ✓ особенностями изучаемой орфограммы;

  ✓ этапом ее изучения;

  ✓ подготовленностью учащихся.

5. Организация работы над орфографическими упражнениями:

  ✓ постановка цели;

  ✓ выяснение способа выполнения упражнения;

  ✓ показ образца выполнения;

  ✓ выполнение упражнения учащимися;

  ✓ проверка выполнения (включая исправление ошибок).

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 163-169), XXI (С. 248, 255), XVII (Т. 1. С. 272), XVI (С. 168, 418).