Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в 5 - 7 классах

1. Написание слов с непроверяемыми орфограммами не подчиняется ни одному из орфографических правил.

  Этих слов в русском языке несколько тысяч.

  По мнению А. В. Текучева, каждое из этих слов может рассматриваться в качестве особого правила, распространяющегося только на одно слово и производные от него.

  Такие написания усваиваются практически. путем зрительного запоминания и многократного повторения.

  Для каждого школьного возраста могут быть составлены перечни слов. правописание которых не регулируется определенными правилами — с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми согласными, двойными согласными и т. п. А. В. Текучев считает, что минимум правописных навыков для грамотного в широком смысле слова человека, который могут усвоить школьники, составляет 3 — 4 тыс. слов. Вместе с Б. Т. Пановым он разработал следующие критерии отбора слов для включения в перечень-минимум:

  ✓ употребительность слова в определенном стиле в языке художественной литературы;

  ✓ употребительность слова в речи учащихся данного школьного возраста;

  ✓ необходимость ввести слово в активный словарь школьников;

  ✓ устойчивость ошибок, допускаемых учениками в этих словах. Проблема орфографического минимума в отечественной методике пока считается открытой. Научно проверенных, всесторонне и методически обоснованных списков, обязательных для всех школ, пока нет.

2. Особенности методов работы над словами с непроверяемыми орфограммами:

  ✓ многократная запись слова (четыре-пять раз);

  ✓ подбор однокоренных слов;

  ✓ составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами;

  ✓ этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами (например, по школьному этимологическому словарю).

  В работе над словами с непроверяемыми орфограммами учителя также используют:

  ✓ мини-сочинение (темы — слова, правописание которых следует запомнить);

  ✓ сжатое изложение (текст, содержащий слова с непроверяемыми орфограммами);

  ✓ творческий диктант (расширение — на основе слов для запоминания);

  ✓ составление тематических кроссвордов (например, с использованием слов, имеющих непроверяемые орфограммы);

  ✓ работа с орфографическим словарем (например, выписать слова с непроверяемыми орфограммами по определенной тематике и т. п.) и т. д.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 238-239), II (С. 169-170).