Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Методика работы над словами с непроверяемыми орфограммами в 5 - 7 классах
1. Написание слов с непроверяемыми орфограммами не подчиняется ни одному из орфографических правил.
Этих слов в русском языке несколько тысяч.
По мнению А. В. Текучева, каждое из этих слов может рассматриваться в качестве особого правила, распространяющегося только на одно слово и производные от него.
Такие написания усваиваются практически. путем зрительного запоминания и многократного повторения.
Для каждого школьного возраста могут быть составлены перечни слов. правописание которых не регулируется определенными правилами — с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми согласными, двойными согласными и т. п. А. В. Текучев считает, что минимум правописных навыков для грамотного в широком смысле слова человека, который могут усвоить школьники, составляет 3 — 4 тыс. слов. Вместе с Б. Т. Пановым он разработал следующие критерии отбора слов для включения в перечень-минимум:
✓ употребительность слова в определенном стиле в языке художественной литературы;
✓ употребительность слова в речи учащихся данного школьного возраста;
✓ необходимость ввести слово в активный словарь школьников;
✓ устойчивость ошибок, допускаемых учениками в этих словах. Проблема орфографического минимума в отечественной методике пока считается открытой. Научно проверенных, всесторонне и методически обоснованных списков, обязательных для всех школ, пока нет.
2. Особенности методов работы над словами с непроверяемыми орфограммами:
✓ многократная запись слова (четыре-пять раз);
✓ подбор однокоренных слов;
✓ составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами;
✓ этимологический анализ слов с непроверяемыми орфограммами (например, по школьному этимологическому словарю).
В работе над словами с непроверяемыми орфограммами учителя также используют:
✓ мини-сочинение (темы — слова, правописание которых следует запомнить);
✓ сжатое изложение (текст, содержащий слова с непроверяемыми орфограммами);
✓ творческий диктант (расширение — на основе слов для запоминания);
✓ составление тематических кроссвордов (например, с использованием слов, имеющих непроверяемые орфограммы);
✓ работа с орфографическим словарем (например, выписать слова с непроверяемыми орфограммами по определенной тематике и т. п.) и т. д.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 238-239), II (С. 169-170).