Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа по орфографии в 5 - 7 классах при изучении грамматики

1. Построение всего учебного процесса по русскому языку необходимо вести с учетом зависимости орфографии от грамматики.

  Подавляющее большинство орфографических правил прямо или косвенно основывается на той или иной особенности грамматического строя русского языка. Огромное количество написаний может быть определено только при помощи грамматического анализа, в том числе:

  ✓ падежных окончаний существительных, прилагательных и местоимений;

  ✓ суффиксов всех частей речи (требуется знание состава слова);

  ✓ глагольных — тся и ться;

  ✓ раздельных и слитных написаний предлогов и частиц не и ни;

  ✓ местоимений тапа то же, за то, потому и т. д.

  Необходимо, чтобы при подборе текстов для урока грамматики учитель по возможности всегда имел в виду и орфографические задачи.

  На уроках грамматики следует использовать всякий удобный случай для того, чтобы обратить внимание учащихся на тот или иной род написаний, напомнить орфографическое правило, указать на связь грамматических и орфографических правил.

2. При изучении какой-либо грамматической темы учитель организует попутное повторение пройденного по орфографии, чему способствуют задания и упражнения, представленные в учебниках русского языка.

  Виды работ в процессе попутного повторения:

  ✓ вставка пропущенных орфограмм (с обоснованием или без обоснования выбора);

  ✓ дополнительные словесные орфографические задания;

  ✓ группировка слов по указываемому орфографическому основанию;

  ✓ составление и заполнение орфографических таблиц и др.

3. Словарно-орфографическая работа проводится над усвоением школьниками правописания тех слов, которые вызывают у учащихся орфографические трудности.

Основные формы словарно-орфографической работы:

  ✓ заучивание правописания трудных слов — в основном с непроверяемыми орфограммами);

  ✓ словарно-орфографические диктанты — словник составляется учителем на основе выявленных затруднений учащихся. По выполняемой функции указанные диктанты — обучающие. Через некоторое время на материале данного словника рекомендуется проведение контрольного словарно-орфографического диктанта с целью проверки усвоения правописания;

  ✓ подбор однокоренных слов;

  ✓ письмо по памяти.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 242-246), II (С. 170-172).