Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа по орфографии в 8 - 9 классах
1. Организация работы по орфографии в 8 — 9 классах имеет свои специфические особенности в связи с изучением школьниками синтаксиса и пунктуации. Предлагаемый учебный материал обладает значительными потенциальными возможностями для систематического повторения орфографических знаний, закрепления приобретенных ранее орфографических умений и навыков.
Основными направлениями работы по орфографии в 8 — 9 классах являются следующие (по М. Т. Баранову):
✓ повторение знаний по орфографии;
✓ выявление орфографических затруднений учащихся и их преодоление;
✓ систематизация орфографических умений по группам орфограмм;
✓ орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе по развитию связной речи;
✓ повторение орфограмм при подготовке к экзаменам.
2. Работу по орфографии в 8 — 9 классах можно представить, как систему повторения, обеспечивающую прочность знаний учащихся.
Основной целью повторения является закрепление знаний и навыков учащихся, предупреждение забывания пройденного. Повторяться должен весь пройденный материал, но не все разделы программы с одинаковой степенью углубленности. Менее важное, а также хорошо усвоенное учащимися повторяется бегло; то, что усваивается с трудом, должно повторяться тщательно и неоднократно.
Характер повторения, как и сам материал для более обстоятельного или беглого повторения, определяет учитель в зависимости от подготовленности класса.
3. Особенности работы по орфографии в 8 — 9 классах.
✓ учитель должен составить план повторения на весь учебный год;
✓ повторение орфограмм может осуществляться:
• в последовательности их основания в 5 — 7 классах;
• по блокам (группам) — например: не со всеми частями речи и т. д.;
• на специальных уроках (в начале-конце года);
• на каждом уроке (при проверке домашнего задания, во время закрепления знаний);
✓ закреплению орфографических знаний способствуют упражнения, содержащиеся в учебниках 8 — 9 классов, задания к которым требуют вставить пропущенные орфограммы, графически обозначить условия их выбора и др.;
✓ домашние задания — существенное звено в системе повторения; при помощи домашних заданий можно организовать систематическое повторение всего ранее пройденного по орфографии;
✓ конкретные затруднения учащихся в области орфографии позволяют выявить контрольные работы (диктант, изложение или сочинение);
✓ составление обобщающих таблиц и заполнение их примерами, работа с орфографическим словарем, дидактическим материалом по орфографическому разбору закрепляют знания и навыки учащихся, предупреждают забывание пройденного по орфографии;
✓ важную роль играют итоговые повторения (перед диктантом, изложением, сочинением, зачетом, экзаменом), которые проводятся по крупным блокам, с выделением главного, с учетом системы повторяемого.
Закрепление орфографических знаний и навыков осуществляется параллельно с изучением нового учебного материала по синтаксису и пунктуации.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 45-46), II (С. 172-175), XVII (Т. 2. С. 157).