Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа по орфографии в 8 - 9 классах

1. Организация работы по орфографии в 8 — 9 классах имеет свои специфические особенности в связи с изучением школьниками синтаксиса и пунктуации. Предлагаемый учебный материал обладает значительными потенциальными возможностями для систематического повторения орфографических знаний, закрепления приобретенных ранее орфографических умений и навыков.

Основными направлениями работы по орфографии в 8 — 9 классах являются следующие (по М. Т. Баранову):

  ✓ повторение знаний по орфографии;

  ✓ выявление орфографических затруднений учащихся и их преодоление;

  ✓ систематизация орфографических умений по группам орфограмм;

  ✓ орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе по развитию связной речи;

  ✓ повторение орфограмм при подготовке к экзаменам.

2. Работу по орфографии в 8 — 9 классах можно представить, как систему повторения, обеспечивающую прочность знаний учащихся.

  Основной целью повторения является закрепление знаний и навыков учащихся, предупреждение забывания пройденного. Повторяться должен весь пройденный материал, но не все разделы программы с одинаковой степенью углубленности. Менее важное, а также хорошо усвоенное учащимися повторяется бегло; то, что усваивается с трудом, должно повторяться тщательно и неоднократно.

  Характер повторения, как и сам материал для более обстоятельного или беглого повторения, определяет учитель в зависимости от подготовленности класса.

3. Особенности работы по орфографии в 8 — 9 классах.

  ✓ учитель должен составить план повторения на весь учебный год;

  ✓ повторение орфограмм может осуществляться:

  • в последовательности их основания в 5 — 7 классах;

  • по блокам (группам) — например: не со всеми частями речи и т. д.;

  • на специальных уроках (в начале-конце года);

  • на каждом уроке (при проверке домашнего задания, во время закрепления знаний);

  ✓ закреплению орфографических знаний способствуют упражнения, содержащиеся в учебниках 8 — 9 классов, задания к которым требуют вставить пропущенные орфограммы, графически обозначить условия их выбора и др.;

  ✓ домашние задания — существенное звено в системе повторения; при помощи домашних заданий можно организовать систематическое повторение всего ранее пройденного по орфографии;

  ✓ конкретные затруднения учащихся в области орфографии позволяют выявить контрольные работы (диктант, изложение или сочинение);

  ✓ составление обобщающих таблиц и заполнение их примерами, работа с орфографическим словарем, дидактическим материалом по орфографическому разбору закрепляют знания и навыки учащихся, предупреждают забывание пройденного по орфографии;

  ✓ важную роль играют итоговые повторения (перед диктантом, изложением, сочинением, зачетом, экзаменом), которые проводятся по крупным блокам, с выделением главного, с учетом системы повторяемого.

  Закрепление орфографических знаний и навыков осуществляется параллельно с изучением нового учебного материала по синтаксису и пунктуации.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 45-46), II (С. 172-175), XVII (Т. 2. С. 157).