Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся
1. Этапы орфографической подготовки к работе по развитию связной речи — изложениям и сочинениям (по М. Т. Баранову):
✓ предварительный — за несколько дней до изложения или сочинения;
✓ непосредственный — на самом уроке развития связной речи.
2. Содержание орфографической подготовки учащихся к изложениям составляют:
✓ повторение определенных орфографических правил;
✓ работа над конкретной группой слов из исходного текста изложения. Объем ее содержания зависит от вида изложения. Учитель осуществляет орфограммный анализ слов исходного текста изложения.
Выявление видов изученных орфограмм и их распространенности позволяет выделить орфографические правила для первоочередного повторения.
Составление словника из имеющих какие-либо орфографические трудности слов обеспечивает словарно-орфографическую подготовку учащихся к пересказу конкретного исходного текста.
В микрословник отбираются следующие группы слов:
✓ с трудными орфограммами;
✓ тесно связанные с сюжетом и выражающие основную мысль текста.
Слова с трудными орфограммами включаются в поурочные планы для различных видов обучающих работ.
Непосредственная орфографическая подготовка учащихся к изложению включает орфографическую работу над отдельными словами из исходного текста:
✓ связанные с изобразительно-выразительными средствами;
✓ специальные слова;
✓ имена собственные;
✓ наименования.
3. Для орфографической подготовки учащихся к сочинению учитель составляет орфографический словник исходя из тематики сочинений, предвосхищая основную лексику каждой микротемы будущего текста сочинения.
Орфографический словник используется для словарно-орфографической подготовки учащихся.
Отобранные слова группируются по видам орфограмм и включаются в поурочные планы для различных видов обучающих работ.
Учащиеся объясняют выбор орфограмм в отобранных для написания сочинения словах.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 175-178).