Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа по орфографии в процессе развития связной речи учащихся

1. Этапы орфографической подготовки к работе по развитию связной речи — изложениям и сочинениям (по М. Т. Баранову):

  ✓ предварительный — за несколько дней до изложения или сочинения;

  ✓ непосредственный — на самом уроке развития связной речи.

2. Содержание орфографической подготовки учащихся к изложениям составляют:

  ✓ повторение определенных орфографических правил;

  ✓ работа над конкретной группой слов из исходного текста изложения. Объем ее содержания зависит от вида изложения. Учитель осуществляет орфограммный анализ слов исходного текста изложения.

  Выявление видов изученных орфограмм и их распространенности позволяет выделить орфографические правила для первоочередного повторения.

  Составление словника из имеющих какие-либо орфографические трудности слов обеспечивает словарно-орфографическую подготовку учащихся к пересказу конкретного исходного текста.

  В микрословник отбираются следующие группы слов:

  ✓ с трудными орфограммами;

  ✓ тесно связанные с сюжетом и выражающие основную мысль текста.

  Слова с трудными орфограммами включаются в поурочные планы для различных видов обучающих работ.

  Непосредственная орфографическая подготовка учащихся к изложению включает орфографическую работу над отдельными словами из исходного текста:

  ✓ связанные с изобразительно-выразительными средствами;

  ✓ специальные слова;

  ✓ имена собственные;

  ✓ наименования.

3. Для орфографической подготовки учащихся к сочинению учитель составляет орфографический словник исходя из тематики сочинений, предвосхищая основную лексику каждой микротемы будущего текста сочинения.

  Орфографический словник используется для словарно-орфографической подготовки учащихся.

  Отобранные слова группируются по видам орфограмм и включаются в поурочные планы для различных видов обучающих работ.

  Учащиеся объясняют выбор орфограмм в отобранных для написания сочинения словах.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 175-178).