Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Работа над орфографическими ошибками учащихся

1. Орфографические ошибки, которые допускают учащиеся, различны по своему характеру, значимости и причинам, их порождающим.

  По мнению А. В. Текучева, невысокая успеваемость учащихся по русскому языку может объясняться причинами:

  ✓ общего характера, постоянно или временно действующими (в том числе и связанными со спецификой предмета, в частности системой русской орфографии);

  ✓ связанными с методикой преподавания учителя и индивидуальными особенностями ученика.

  По мнению М. Т. Баранова, орфографические ошибки учащихся — закономерное явление процесса обучения: объективные причины этих ошибок следующие:

  ✓ незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

  ✓ оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

  ✓ психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

  ✓ наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

2. К наиболее распространенным орфографическим ошибкам относятся ошибки в написании (по А. В. Текучеву):

  ✓ безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых);

  ✓ гласных после шипящих и ц;

  ✓ двойных согласных;

  ✓ звонких и глухих, твердых и мягких согласных;

  ✓ разделительных ъ и ь;

  ✓ приставок (на з, при и пре);

  ✓ существительных (в падежных окончаниях, суффиксах, ь после шипящих);

  ✓ прилагательных (в окончаниях, суффиксах);

  ✓ числительных;

  ✓ местоимений;

  ✓ глаголов;

  ✓ наречий.

  Среди указанных выше есть ошибки, обусловленные нарушением как морфологического принципа орфографии, так и фонетического и традиционного принципов.

Многие из ошибок довольно устойчивы, и устранение их требует от учителя больших усилий, внимания и методического мастерства.

3. Способы фиксации орфографических ошибок в ученических тетрадях:

  ✓ ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;

  ✓ подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется;

  ✓ обозначается часть слова, в которой есть ошибка;

  ✓ подчеркивается все слово, в котором есть ошибка;

  ✓ на полях ставится условный знак орфографической ошибки. Способ фиксации зависит от цели работы.

4. Для преодоления ошибок большое значение имеют:

  ✓ их учет, классификация и анализ учителем и, под его руководством, самими школьниками;

  ✓ опирающаяся на этот учет дифференцированная работа учителя с учащимися, часто с использованием специальных карточек, включающих нужные орфограммы;

  ✓ индивидуальная работа учащихся над ошибками;

  ✓ дополнительные занятия с отстающими учениками.

  К уроку, посвященному анализу орфографических ошибок в последней контрольной работе (диктанте, изложении, сочинении), учитель должен подготовить аналитическое сообщение о ее результатах (количественные и качественные показатели). Критерии выбора типа ошибок для анализа в классе:

  ✓ степень важности, значительности ошибки;

  ✓ ее распространенность;

  ✓ устойчивость;

  ✓ степень трудности соответствующего правила для понимания и усвоения его учащимися.

  Учителю необходимо:

  ✓ подобрать материал (примеры) для упражнений на соответствующие правила;

  ✓ определить приемы работы над ошибками;

  ✓ наметить домашнее задание, упражнения, которые следует дать с целью предупреждения подобных ошибок.

  Желательно ведение учащимися особых словариков трудных слов.

  Также рекомендуются:

  ✓ упражнения специального характера на те правила, на которые учащиеся делают больше всего ошибок;

  ✓ включение примеров на ранее пройденные правила в очередные и последующие упражнения по новым темам;

  ✓ подбор самими учащимися примеров на данное правило;

  ✓ систематическое и многократное повторение, рассчитанное на полное устранение ошибок.

  Работа над ошибками должна проводиться систематически и пронизывать все занятия по русскому языку.

5. Предупреждение ошибок предпочтительней исправления — один из постулатов современной методики орфографии.

  Целям предупреждения ошибок могут служить специальные упражнения учащихся в правильном письме для осознания ими орфографических правил и тренировки в их применении.

  Предупреждение ошибок возможно лишь в том случае, если учитель будет знать пробелы в знаниях класса в целом и отдельных учеников.

  Важное средство предупреждения рецидива неграмотности — повторение пройденного.

  Учитель должен создать такую систему занятий по орфографии, при которой и объяснение правил, и постановка письменных упражнений имеют в виду не только усвоение изучаемого в данный момент правила, но и дальнейшую перспективу, т. е. то, что потребуется ученику при усвоении следующих правил.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 178-186), XXI (С. 232-235, 281-286), XVII (Т. 2. С. 91).