Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Работа над орфографическими ошибками учащихся
1. Орфографические ошибки, которые допускают учащиеся, различны по своему характеру, значимости и причинам, их порождающим.
По мнению А. В. Текучева, невысокая успеваемость учащихся по русскому языку может объясняться причинами:
✓ общего характера, постоянно или временно действующими (в том числе и связанными со спецификой предмета, в частности системой русской орфографии);
✓ связанными с методикой преподавания учителя и индивидуальными особенностями ученика.
По мнению М. Т. Баранова, орфографические ошибки учащихся — закономерное явление процесса обучения: объективные причины этих ошибок следующие:
✓ незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
✓ оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;
✓ психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
✓ наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
2. К наиболее распространенным орфографическим ошибкам относятся ошибки в написании (по А. В. Текучеву):
✓ безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых);
✓ гласных после шипящих и ц;
✓ двойных согласных;
✓ звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
✓ разделительных ъ и ь;
✓ приставок (на з, при и пре);
✓ существительных (в падежных окончаниях, суффиксах, ь после шипящих);
✓ прилагательных (в окончаниях, суффиксах);
✓ числительных;
✓ местоимений;
✓ глаголов;
✓ наречий.
Среди указанных выше есть ошибки, обусловленные нарушением как морфологического принципа орфографии, так и фонетического и традиционного принципов.
Многие из ошибок довольно устойчивы, и устранение их требует от учителя больших усилий, внимания и методического мастерства.
3. Способы фиксации орфографических ошибок в ученических тетрадях:
✓ ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;
✓ подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется;
✓ обозначается часть слова, в которой есть ошибка;
✓ подчеркивается все слово, в котором есть ошибка;
✓ на полях ставится условный знак орфографической ошибки. Способ фиксации зависит от цели работы.
4. Для преодоления ошибок большое значение имеют:
✓ их учет, классификация и анализ учителем и, под его руководством, самими школьниками;
✓ опирающаяся на этот учет дифференцированная работа учителя с учащимися, часто с использованием специальных карточек, включающих нужные орфограммы;
✓ индивидуальная работа учащихся над ошибками;
✓ дополнительные занятия с отстающими учениками.
К уроку, посвященному анализу орфографических ошибок в последней контрольной работе (диктанте, изложении, сочинении), учитель должен подготовить аналитическое сообщение о ее результатах (количественные и качественные показатели). Критерии выбора типа ошибок для анализа в классе:
✓ степень важности, значительности ошибки;
✓ ее распространенность;
✓ устойчивость;
✓ степень трудности соответствующего правила для понимания и усвоения его учащимися.
Учителю необходимо:
✓ подобрать материал (примеры) для упражнений на соответствующие правила;
✓ определить приемы работы над ошибками;
✓ наметить домашнее задание, упражнения, которые следует дать с целью предупреждения подобных ошибок.
Желательно ведение учащимися особых словариков трудных слов.
Также рекомендуются:
✓ упражнения специального характера на те правила, на которые учащиеся делают больше всего ошибок;
✓ включение примеров на ранее пройденные правила в очередные и последующие упражнения по новым темам;
✓ подбор самими учащимися примеров на данное правило;
✓ систематическое и многократное повторение, рассчитанное на полное устранение ошибок.
Работа над ошибками должна проводиться систематически и пронизывать все занятия по русскому языку.
5. Предупреждение ошибок предпочтительней исправления — один из постулатов современной методики орфографии.
Целям предупреждения ошибок могут служить специальные упражнения учащихся в правильном письме для осознания ими орфографических правил и тренировки в их применении.
Предупреждение ошибок возможно лишь в том случае, если учитель будет знать пробелы в знаниях класса в целом и отдельных учеников.
Важное средство предупреждения рецидива неграмотности — повторение пройденного.
Учитель должен создать такую систему занятий по орфографии, при которой и объяснение правил, и постановка письменных упражнений имеют в виду не только усвоение изучаемого в данный момент правила, но и дальнейшую перспективу, т. е. то, что потребуется ученику при усвоении следующих правил.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 178-186), XXI (С. 232-235, 281-286), XVII (Т. 2. С. 91).