Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Общая характеристика пунктуации
1. Под термином "пунктуация " понимают:
✓ систему графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка; главное назначение этой системы — членение и графическая организация письменного, в том числе печатного текста;
✓ правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;
✓ раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания.
Система современной русской пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.
Она складывалась с XVIII в. на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса.
2. Принципы пунктуации:
✓ смысловой — роль пунктуации в понимании письменного текста;
✓ грамматический — роль пунктуации в выявлении синтаксического строения письменного текста;
✓ интонационный — роль пунктуации как показателя ритмики и мелодики речи; часто данный принцип расценивается как дополнительный.
Наряду с указанными направлениями наметилось коммуникативное понимание роли пунктуации — возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова или группы слов.
В современной лингвистике активно развивается изучение пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах.
Принципы пунктуации связаны с практикой преподавания языка.
3. Пунктуация своими особыми средствами служит тем же целям, что и орфография:
✓ обеспечивать наиболее полное общение между людьми посредством письменного языка;
✓ правильно передавать на письме содержание высказывания.
Пунктуационная грамотность — один из признаков грамотности человека в широком смысле слова.
Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 406-407), XXI (С. 287-288), XVII (Т. 2. С. 233), II (С. 187).