Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Общая характеристика пунктуации

1. Под термином "пунктуация " понимают:

  ✓ систему графических внеалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка; главное назначение этой системы — членение и графическая организация письменного, в том числе печатного текста;

  ✓ правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;

  ✓ раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания.

  Система современной русской пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

  Она складывалась с XVIII в. на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса.

2. Принципы пунктуации:

  ✓ смысловой — роль пунктуации в понимании письменного текста;

  ✓ грамматический — роль пунктуации в выявлении синтаксического строения письменного текста;

  ✓ интонационный — роль пунктуации как показателя ритмики и мелодики речи; часто данный принцип расценивается как дополнительный.

  Наряду с указанными направлениями наметилось коммуникативное понимание роли пунктуации — возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова или группы слов.

  В современной лингвистике активно развивается изучение пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах.

  Принципы пунктуации связаны с практикой преподавания языка.

3. Пунктуация своими особыми средствами служит тем же целям, что и орфография:

  ✓ обеспечивать наиболее полное общение между людьми посредством письменного языка;

  ✓ правильно передавать на письме содержание высказывания.

  Пунктуационная грамотность — один из признаков грамотности человека в широком смысле слова.

  Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 406-407), XXI (С. 287-288), XVII (Т. 2. С. 233), II (С. 187).