Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методика и цели работы по пунктуации в школе

1. Методика пунктуации — раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков (М. Т. Баранов).

  Значительный вклад в развитие методики пунктуации внесли Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, А. Б. Шапиро, С. И. Абакумов, Г. И. Блинов, Л. Т. Григорян и др.

2. Уровни пунктуационной грамотности:

  ✓ абсолютная пунктуационная грамотность — безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами; умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях;

  ✓ относительная пунктуационная грамотность — владение большой частью пунктуационных правил.

  "Абсолютно грамотными и в орфографии, и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающие себя грамотными, грамотны лишь относительно" (Л. В. Щерба).

3. Цели обучения пунктуации (по М. Т. Баранову):

  ✓ основная цель — достижение учащимися относительной пунктуационной грамотности;

  ✓ познавательные цели — получение знаний по пунктуации;

  ✓ практические цели — формирование пунктуационных умений. Познавательные цели включают:

  ✓ раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

  ✓ знакомство с основной единицей пунктуации — пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;

  ✓ ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;

  ✓ усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Практические цели:

  ✓ развить у учащихся пунктуационную зоркость;

  ✓ научить детей расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

  ✓ развить умение обосновывать выбор знаков препинания;

  ✓ научить находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 187; 188-189), XVII (Т. 2. С. 233-234), XXI (С. 287), XXIV (С. 406-407).