Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Методика и цели работы по пунктуации в школе
1. Методика пунктуации — раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков (М. Т. Баранов).
Значительный вклад в развитие методики пунктуации внесли Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, А. Б. Шапиро, С. И. Абакумов, Г. И. Блинов, Л. Т. Григорян и др.
2. Уровни пунктуационной грамотности:
✓ абсолютная пунктуационная грамотность — безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами; умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях;
✓ относительная пунктуационная грамотность — владение большой частью пунктуационных правил.
"Абсолютно грамотными и в орфографии, и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающие себя грамотными, грамотны лишь относительно" (Л. В. Щерба).
3. Цели обучения пунктуации (по М. Т. Баранову):
✓ основная цель — достижение учащимися относительной пунктуационной грамотности;
✓ познавательные цели — получение знаний по пунктуации;
✓ практические цели — формирование пунктуационных умений. Познавательные цели включают:
✓ раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;
✓ знакомство с основной единицей пунктуации — пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;
✓ ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;
✓ усвоение пунктуационных правил, включенных в программу. Практические цели:
✓ развить у учащихся пунктуационную зоркость;
✓ научить детей расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
✓ развить умение обосновывать выбор знаков препинания;
✓ научить находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 187; 188-189), XVII (Т. 2. С. 233-234), XXI (С. 287), XXIV (С. 406-407).